Ч.МАМЕДОВ
Скандал вокруг финансового краха одной из 10 крупнейших энергетических корпораций США – Enron не только обеспечил себе место в истории крупнейших банкротств, но и дал новое, более широкое (по смыслу и географии) хождение почти полузабытому уже анекдоту: “Горное пастбище, большое стадо овец, беззаботно скучающий пастух. Подъезжает джип, из которого выходит представительный джентльмен с ноутбуком и спутниковым телефоном. “Любезный (обращаясь к пастуху), хотите скажу, сколько в вашем стаде овец?
– Валяй…
– Но учтите, за точный ответ я одну овцу забираю.
Связавшись через свой компьютер со спутником, джентльмен спустя некоторое время сообщает: 486 овец!
– Правильно…
Джентльмен забирает овцу и собирается уже было уезжать, но тут пастух говорит:
– Хочешь теперь я скажу, кто ты и откуда? Если угадаю, овцу вернешь.
– Согласен, – изумился джентльмен.
– Ты из компании “Артур Андерсен”. Как я это узнал? Очень просто: во-первых, тебя никто не звал, а во-вторых, ты сообщил мне то, что я и без тебя знал. И, наконец, в третьих, ты ничего не смыслишь в этом деле, а потому верни мне моего волкодава…
Именно “вылезшие” так некстати для “Артур Андерсен” подробности конфуза с Enron придали этому громкому скандалу особую пикантность. Причем совсем неожиданно.
Уже достоверно известно, что сотрудники аудиторской компании “Aртур Aндерсен”, занимавшиеся счетами Enron на протяжении ряда лет, не только аккуратно и послушно утверждали подтасованную финансовую отчетность корпорации, но также принимали самое непосредственное участие в уничтожении документальных “улик”. Итог для гиганта мирового рынка аудиторских услуг – весьма плачевный. И дело вовсе не в сотнях, если не в тысячи исках бывших служащих корпорации Enron, которые уже подали в суд и на руководство последней, и на аудиторскую фирму “Артур Андерсен”.
Очевидно самое элементарное: банкротство Enron лишний раз подтвердило, что ни одно заключение именитых аудиторов не является 100-процентной гарантией стабильности и “чистоты” бизнеса их клиентов. Между тем компрометирующее упоминание в скандальной “канители” с Enron имени ведущей аудиторской компании “Aртур Андерсен”, пока прочно удерживающей бесспорное лидерство на аудиторском рынке Азербайджана, фактически отодвигает для последнего все остальные подробности на задний план.
Тем более – сегодня ни для кого не секрет, что за последние годы в сети аудиторских и консалтинговых услуг, предоставляемых “Aртур Андерсен” в Азербайджане, оказался довольно обширный сектор его экономики, включая громоздкое хозяйство ГНКАР (производственные объединения по добыче на суше и море, нефтеперерабатывающие заводы), энергетические объекты (электросети Баку, Гянджи, Сумгайыта и Алибайрамлы), приватизируемые объекты, финансовые институты, включая Нацбанк и банки второго плана…
Что и говорить, солидная клиентура. От которой, кстати, по словам самих представителей “Артур Андерсен” в Азербайджане, “пока никаких жалоб не поступало”. Однако, следуя элементарной логике, можно ли было даже предположить, что Enron, как теперь выясняется, будучи в сговоре с сотрудниками “Артур Андерсен”, стала бы предъявлять последней претензии? Анекдотично.
Сегодня представители всех госструктур в Азербайджане, к аудиту которых так или иначе была (и, возможно, еще будет) причастна аудиторская компания “Артур Андерсен”, и глазом не моргнув, категорически отметают любую возможность “липы” в итоговых результатах аудита. И как удалось выяснить “Эхо”, несмотря на ощутимый удар по международному имиджу “Артур Андерсен”, ни нынешние, ни потенциальные клиенты компании в Азербайджане пока не собираются отказываться от ее услуг. Завидная преданность.
Только действительно ли преданность? Случай с Enron, в котором “Артур Андерсен” сыграла далеко незавидную роль, позволяет сегодня (и не только самым дотошным) определенно усомниться в результатах всех без исключения аудиторских проверок, проведенных компанией в Азербайджане. Во всяком случае благоразумные и осторожные рыночники на Западе уже сомневаются. Для себя. А в Азербайджане?
В частности, в ГНКАР “Эхо” твердо убеждали, что самое главное – благополучные итоги аудита, проведенного “Артур Андерсен” в структурах Госнефтекомпании, а что касается разразившегося скандала, то это “далеко и не у нас”. Феномен непоколебимого доверия к “великим аудиторам” в Азербайджане очень легко и просто объяснили корреспонденту “Эхо” в аудиторской палате: Всемирный банк (ВБ), МВФ и др. отдают предпочтение и больше доверяют аудиторским проверкам, осуществляемым компаниями, уже хорошо зарекомендовавшими себя на международной арене.
Правда, никто так и не смог ответить на резонный вопрос: по каким же все-таки критериям оценивать доверие к всемирно известной компании, репутация которой оказалась неожиданно сильно подмоченной? И, очевидно, не ответит, пока волна “энронгейта” не докатится до самого Азербайджана, а международные финансовые институты (ВБ, МВФ и др.) не сменят ориентиры на другие мировые авторитеты аудита и консалтинга…
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год