“Этих людей вообще можно освободить”

И.РЗАЕВ

В ближайшие дни начнется процесс пересмотра дел “тройки” политзаключенных: Искендера Гамидова, Рагима Газиева, Аликрама Гумбатова. Однако уже сейчас распространяется информация о том, что пересмотр дел этих заключенных будет “закрытым”.

Однако, как заявил вчера журналистам глава Постоянной комиссии Милли меджлиса по правам человека и зампред правящей партии “Ени Азербайджан” (ПЕА) Сируз Тебризли, суд должен пройти открыто, “принародно”. Более того, как сообщает агентство “Билик дуньясы”, С.Тебризли заявил, что этих людей вообще можно было выпустить и без суда. Потому, что при их бывшей должности, считает председатель комиссии, быть абсолютно честным человеком невозможно.

“Вы знаете, чем занимаются нынешние министры? – спросил он у окруживших его корреспондентов. – Может быть, среди них есть те, кого давно надо было посадить?”.

В интервью “Эхо” зампред ПЕА прокомментировал ситуацию с правами человека в стране.

По мнению С.Тебризли, европейские страны мерят политиков стран СНГ и Азербайджан по своей “мерке”. Это ошибочно. “Потому что мы 70 лет жили в преступном государстве” и с нарушениями прав человека свыклись. Кроме того, те, кого сегодня называют политзаключенными, уже совершили преступление, заняв должностные посты. “Разве преподаватель вуза может стать министром?, – вопрошает глава постоянной комиссии: – Эти люди тогда еще совершили преступление, когда решили занять определенные посты. Будучи дилетантами. Я им говорил – не идите во власть. Я к Таиру Алиеву (бывший глава Государственного таможенного комитета. – Ред.) пришел в комнату и заявил: “Вам во власть идти не стоит”. Искендер Гамидов тогда меня поддержал, сказав, что им стоит оставаться в оппозиции. Но потом я узнал, что И.Гамидов стал министром внутренних дел.

Поэтому нужен открытый суд, говорит зампред ПЕА. “Чего нам скрывать? Если заключенный заявляет, что суд в отношении него прошел с нарушениями, а СЕ требует пересмотра дела, нужно организовать повторный процесс. Здесь ничего сложного нет. А может быть, пересмотр утягчит их вину? Может быть, какие-то нарушения просто забыты?”.

Более того, подтвердил свою мысль С.Тебризли, ситуация в стране сегодня отличается от начала 90-х гг. Поэтому указанную “тройку” сегодня вообще можно спокойно освободить. И никаких последствий для общественно-политической ситуации в стране это иметь не будет.

Кроме того, указал на проблему С.Тебризли, стоит больше заботиться о правах рядовых заключенных. “У рядовых последователей Гамидова, Гумбатова, Газиева нет вины. Однако СЕ их не вспоминает. Хотя в домах этих заключенных нет средств для существования и их положение очень тяжелое”.

За один год, говорит С.Тебризли, в возглавляемую им комиссию поступило пять тысяч жалоб в связи с нарушениями прав человека в стране. Поэтому ситуация явно далека от идиллической. Работа над ошибками ведется, считает зампред ПЕА. И одно из главных препятствий в ухудшении ситуации зампред ПЕА видит в чиновниках:

– Сегодня вы наблюдаете, что Гаджибала Абуталыбов разгребает ошибки чиновников. В чем дело? Дело в том, что президенту только сообщили: в поселке Бильгя нет света. Потому что между самим Г.Алиевым и его окружением есть несоответствие. Вместо того, чтобы сообщать президенту о приближающихся холодах и о возможном ухудшении ситуации с электричеством и газом, ему говорят, что сегодня для всех – весна и всем хорошо. Так же и в других случаях. А мы из-за этого страдаем.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: