По сообщению агентства Интерфакс-Казахстан, высокопоставленный российский дипломат, выступая в минувший уик-энд в Астане на церемонии открытия здания российского посольства, заявил, что “впереди еще много работы по согласованию позиций всех прибрежных государств – Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана”.
И, на его взгляд, эту работу целесообразнее провести на двустороннем уровне, в частности между Казахстаном и Туркменистаном, Туркменистаном и Азербайджаном.
Интересно, что еще 24 января, после двухдневного московского заседания специальной рабочей группы по Каспию на уровне замминистров иностранных дел прибрежных государств, Калюжный был настроен более оптимистично в отношении сроков разрешения этой наболевшей проблемы.
Выступая на церемонии подписания итогового коммюнике, российский представитель, в частности, заявил, что очередная встреча рабочей группы состоится в конце апреля в Ашгабате и он надеется, что “встреча станет заключительным этапом по подготовке документа к саммиту прикаспийских государств”. Виктор Калюжный отметил, что конкретную работу по организации саммита и согласованию сроков его проведения будет вести президент Туркменистана Сапармурат Ниязов и что представители всех прикаспийских государств выразили заинтересованность в скорейшем проведении встречи в верхах.
Любопытно, что, выступая в Астане, Калюжный предложил также согласовать позиции стран в решении вопроса статуса Каспия и на другом принципиально важном уровне: “между странами СНГ и Ираном”. Иначе говоря, вполне возможно возникновение ситуации “четыре плюс один”, где всячески сопротивляющемуся Тегерану, который настаивает на действии советско-иранских договоров от 1921 и 1940 годов, будут сообща противостоять Баку, Астана, Москва и Ашгабат.
…Прибрежные государства вот уже несколько лет никак не могут сблизить свои позиции в решении проблемы статуса Каспия. Отсутствие консенсуса и претензии каспийских государств на одни и те же месторождения неизбежно приводили к коллизиям. В последний раз развитие событий чуть не привело к военному инциденту между Баку и Тегераном: летом 2001 года патрульный корабль иранских ВМС, угрожая применить силу, заставил отойти азербайджанское исследовательское судно от месторождения “Алов”, на которое претендует Иран.
Между тем Россия, Казахстан и Азербайджан в последние годы постепенно сближали свои позиции. Летом 1998 года Москва заключила двустороннее соглашение о разделе Каспия с Астаной, а зимой 2001 года договорилась о том же и с Баку. В ходе последнего саммита СНГ пришли к “общему знаменателю” и Казахстан с Азербайджаном. В основу этих документов заложен компромисс о разграничении дна моря между сопредельными и противолежащими странами по модифицированной срединной линии, что позволит им осуществлять свои права на разработку ресурсов Каспия. При этом для обеспечения судоходства, рыболовства и защиты окружающей среды акватория сохраняется в общем пользовании. Иначе говоря, как подчеркивал Калюжный, “дно – делим, вода – общая”.
Однако Иран настаивает либо на “кондоминимуме” – ничего не делить, все – в общем пользовании, либо на принципе “всем по 20%”, мотивируя это прежними советско-иранскими договорами по Каспию. Что касается Ашхабата, то оттуда не раз поступала информация, что Туркменистан готов поддержать точку зрения, озвученную В.Калюжным. Причем не из принципа равных долей (как настаивает Иран), а исходя из раздела Каспия по срединной линии. Однако разногласия Туркменистана с Азербайджаном по методологии разграничения сохраняются.
Ашхабат не устраивает предлагаемый Баку метод определения срединной линии (кстати, принятый в мировой практике) по той причине, что в этом случае месторождения, на которые претендует Туркменистан, останутся в азербайджанском секторе моря.
Впрочем, после недавних визитов в Москву президентов Туркменистана и Азербайджана стороны, похоже, смогли несколько сблизить свои позиции. Как подчеркивали в своих заявлениях в Москве азербайджанский и российский лидеры, уже достигнутые соглашения по этому вопросу наглядно говорят о том, что Россия, Казахстан и Азербайджан могут успешно сотрудничать в данной области. Аналогичные положения содержатся и в российско-туркменском коммюнике, подписанном по итогам поездки Туркменбаши в Москву.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год