Т.ГАРИБОВ
Уже получивший широкий резонанс в мире скандал вокруг банкротства энергогиганта Enron, похоже, только начал набирать обороты. Появляются новые факты, доказывающие предварительные предположения.
К примеру, экс-глава Enron, Кэннет Лей, ушел из совета директоров компании, узнав о том, что сенат США заставит его дать показания для расследования дела о банкротстве.
Также стоит напомнить и давнее нежелание Лея содействовать расследованию.
Два дня назад сенатский комитет, расследующий банкротство Enron, в ожидании показаний Лея получил взамен сообщение о том, что бывший главы компании не хочет выступать перед законодателями по этому поводу.
Комментируя решение своего клиента, адвокаты Лея говорили, что законодатели уже были настроены против него и если бы он выступил, то обвинили бы его во всех грехах.
Тем не менее сенат дал ясно понять, что показания Лей должен будет дать, хочет он того или нет.
Согласно сообщениям, руководство комитета отметило, что сегодня решится вопрос о новом вызове Лея для дачи показаний. И если комитет решит этот вопрос положительно (в чем почти никто не сомневается), то на этот раз экс-главе Enron будет трудно отделаться.
В этом случае Лею будет направлена повестка, которая просто обязует его явиться в сенат для дачи показаний 12 февраля.
Единственная возможность Лея – обжаловать повестку сената, но для этого необходимы объективные мотивы. Пока что Лея спасает только одна отговорка – все против меня.
Но если все-таки Лей решит не явиться и на этот раз, то сенатский комитет, занимающийся делом Enron, воспользуется наказанием за неуважение к суду и сенату США.
А расследование банкротства компании все еще не сдвинулось с мертвой точки, потому что ведущие сотрудники Enron, которых также вызывали для дачи показаний, пользовались тактикой своего бывшего босса, и либо не являлись на слушания, либо не давали показаний.
Является ли это прямым подтверждением того, что показания Лея могут прояснить некоторые “детали” банкротства компании или нет станет ясно, наверное, только через шесть дней.
А пока, список связных Enron, помимо американских чиновников, занимающих влиятельные посты в администрации Буша, пополняют и видные банки, консалтинговые компании и пенсионные фонды с Уолл-Стрит (бизнес-центр Нью-Йорка), что само по себе уже влечет за собой новый финансовый кризис и банкротство многих известных корпораций.
Не хочется быть скептиком, но пример подобного кризиса банкротство и финансовые потери многих авиакомпаний после 11 сентября. Избегут ли подобного кризиса энергокомпании, связанные с Enron? Возможно, да, если партнерами Enron были всего несколько компаний. Но учитывая длинный список и масштабность Enron, этот вариант исключен.
Тем временем “следы” Enron появились и по ту сторону океана, в руководстве Великобритании. Согласно недавним сообщениям, в тесных связях с Enron уже начали обвинять и премьер-министра Великобритании Тони Блэра, и даже семью принца Чарльза.
Как передают российские СМИ, принц Чарльз получил от Enron около 1,5 млн. долларов для благотворительного фонда помощи детям-инвалидам.
Представительство принца не отвергает эти сообщения, говоря, что благотворительные фонды поддерживают тесные связи со многими компаниями.
А говоря о связях Блэра с компанией Лея, СМИ отмечают встречи британских министров с руководителями Enron.
По сообщению BBC, в британском правительстве опровергают обвинения СМИ о том, что встречи министров с руководителями Enron могли оказать влияние на энергетическую политику страны, отмечая, что кроме Enron, на встречах пристутствовали такие компании, как Mobil, Esso и SWEB.
В тоже время, по сообщению MIGnews, ссылающейся на газету Financial Times, Enron агрессивно лоббировала прекращение моратория на строительство электростанций, работающих на газе.
Заинтересованность Enron в этом деле связана с тем, что компания собиралась построить в графстве Кент мощную электростанцию, работающую на газе. Ограничение на создание подобных станций британское правительство ввело в октябре 1998 года, чтобы помочь росту угольной промышленности страны.
А в ноябре 2000 года, согласно Financial Times, после шести встреч с представителями Enron британское правительство объявило, что подобные ограничения будут сняты.
Кстати, как в США, так и в Великобритании политические партии получали немалые денежные суммы от энергогиганта. Согласно западному изданию, лейбористы получили от компании Кэннета Лея примерно 50 тыс. долларов за последние три года, хотя по сравнению с суммой денег, которую получали американские политики, она кажется смешной.
Возможно, тем самым Enron доказывала свой патриотизм и преданность Бушу-младшему (Enron техасская компания).
А вчера, по сообщениям BBC, в отставку с поста председателя комиссии по жалобам на прессу подал бывший член совета директоров Enron, лорд Уэйкем. Как известно, Уэйкем был министром энергетики в правительстве Маргарет Тэтчер.
Создается впечатление, что история повторяется… Ведь в Штатах Лей также известен, как и бывший министр энергетики в администрации Буша-старшего.
А в случае с лордом Уэйкемом, то во время его пребывания на посту министра энергетики в администрации “железной леди”, Enron получила контракт стоимостью более чем в 1 млрд. долларов на строительство электростанции.
И уйдя в отставку в 1992 году, лорд, спустя 2 года, стал одним из членов совета директоров компании Enron.
Теперь американские и британские профсоюзы, акцентируя внимание на этих фактах, требуют провести дополнительное расследование, чтобы узнать о роле британских политиков в проектах Enron.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год