Поток оружия помогает террористам

Н.РАМИЗОГЛУ

Пражский корреспондент влиятельной американской газеты Chicago Tribune Том Хандли опубликовал статью, посвященную оружейному бизнесу в Чехии. Как выясняется, через два дня после террористических актов в Нью-Йорке и Вашингтоне чешское правительство подписало контракт по продаже Йемену 20 реактивных истребителей L-39 “Альбатрос”. “Их выбор времени был необычайно неудачен”, – так прокомментировал западный дипломат в Праге заключенную сделку.

Когда эта история попала в чешскую печать, министр иностранных дел страны Ян Каван подтвердил, что встречался со своим йеменским коллегой Абу Бакер Абдуллахом аль-Кирби, но “сделка по реактивным самолетам даже не обсуждалась”. Однако высшие должностные лица в министерстве обороны Чехии подтвердили, что соглашение с Йеменом разрабатывалось долгое время. Когда представителя министерства спросили, были ли подготовлены экспортные лицензии для самолетов, последовал ответ: “Никаких комментариев”.

Когда война Америки с терроризмом войдет в следующую стадию, пишет Chicago Tribune, одна из ее ключевых целей будет заключаться в уничтожении финансовых сетей террористических организаций. Дипломаты и аналитики говорят, что внимание должно быть обращено и на параллельные сети, которые снабжают террористов оружием.

В то время как деньги, поступающие организациям типа “Аль-Гаэда”, связаны с частными донорами из Саудовской Аравии и других богатых государств Персидского залива, следы поставок оружия ведут к странам бывшего советского блока, прежде всего к Чешской Республике, Словакии, Румынии и Болгарии.

Во время “холодной войны” Чехословакия была печально известна продажей оружия нарушителям спокойствия. Сейчас чешский список клиентов включает США, Германию, Швецию, Йемен и некоторые бывшие советские республики.

Йемен – пятый по величине клиент Чешской Республики, купивший оружия примерно на 3,6 миллиона долларов (без учета истребителей L-39) в течение первых 10 месяцев прошлого года. При этом, как отмечает американская газета, Йемен – родина семейства Усамы бен Ладена. Именно здесь, в порту Адена, был атакован американский эсминец Cole, в результате чего погибло 17 американских моряков.

Йемен не находится в списке стран, на которые наложено международное эмбарго на поставки оружия. Однако чешские вооружения, проданные, например, Йемену или Грузии, часто появляются в таких местах, как Афганистан, Судан и Северная Корея.

Самолеты L-39, проданные Йемену официально, обозначены как тренировочные. Однако они обладают легким вооружением и эффективны в качестве истребителей для военных стран третьего мира. ВВС Афганистана состояли из чешских L-39, вооруженных российскими ракетами.

В течение “холодной войны” чехи были известны еще и благодаря пластиковой взрывчатке Semtex, не имевшей запаха, которая долго была фаворитом террористов. Вплоть до краха коммунизма чешское правительство продавало Semtex Ливии, Ираку и Северной Корее. В 1988 году ливийские агенты использовали эту взрывчатку, чтобы уничтожить самолет авиакомпании PanAm, совершавший рейс N103 до шотландского города Локерби.

Одно из самых популярных изделий в чешском каталоге оружия – радарная система Tamara, способная обнаружить самолеты Стелс. В 1997 году иракский президент Саддам Хусеин сделал секретный заказ на покупку пяти таких систем через болгарского посредника. Сделку удалось остановить в последний момент, когда об этом узнало правительство США, выразившее протест чешским властям.

Через два года, уже после того, как Чешская Республика стала полноправным членом НАТО, компания Agroplast, действующая в этой стране, выступила посредником в замысловатом деле, в котором идет речь о передаче шести демонтированных реактивных истребителях MiG-21. Эти самолеты из Казахстана попытались незаконно вывезти в Северную Корею.

Груз удалось перехватить азербайджанским таможенникам. После чего смутившиеся должностные лица в Чехии пообещали провести полное расследование. По некоторым сообщениям, компания Agroplast была связана с российской организованной преступностью. Есть версия и о том, что Agroplast продает оружие Ирану, Ливии, Эквадору и Северной Корее. Эта компания по-прежнему действует…

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: