Ш.АББАСОВ
Госсекретарь США Колин Пауэлл подтвердил вчера намерение Вашингтона провести антитеррористические операции в странах-изгоях. Таковыми, напомним, президент США Джордж Буш назвал КНДР, Ирак и Иран.
Таким образом, дальнейшее обострение американо-иранских отношений становится неизбежным и нельзя исключать даже возможности вооруженного конфликта. В этом случае Азербайджан окажется перед нелегким выбором – продолжать поддерживать антитеррористическую кампанию или попытаться сохранять нейтралитет, чтобы не портить и напряженные отношения с Ираном? И как вообще все это может отразиться на решении проблемных вопросов между Баку и Тегераном, главный из которых – статус Каспия?
Все эксперты, к которым мы обратились за комментариями, скептически оценивают возможность вооруженного конфликта между США и Ираном. “Вероятность минимальная. Талибы и Бен Ладен были невменяемыми. Руководство же Ирана, хотя тоже сильно идеологизировано, но с ним все же можно вести переговоры и добиваться компромиссов”, – считает политолог Расим Мусабеков.
По мнению экспертов, то, что США возьмутся в итоге за Иран, прогнозировалось давно. И лучшего повода, чем антитеррористическая операция, не придумаешь. Кроме того, Тегеран “засветился” в поставках вооружений Ясиру Арафату (известная история с задержанием израильскими ВМФ судна, перевозящего вооружение для палестинцев). Это, конечно же, благодаря усилиям еврейского лобби в Америке настроило США резко против Ирана.
Используя хазарейцев, продолжает тему Р.Мусабеков, Иран пытается дестабилизировать обстановку в Афганистане, оказывая давление на ставленника Запада Хамида Карзая. “Угрозы Вашингтона скорее всего преследуют цель нейтрализовать ИРИ в палестинском вопросе и в Афганистане”, – говорит политолог. В любом случае, по мнению Мусабекова, Азербайджан не должен желать возникновения вооруженного конфликта, так как он неизбежно отразится на положении миллионов турков-азери в Иране, а нам лишнее напряжение на южных границах ни к чему.
Вообще южные азербайджанцы могут сыграть в антитеррористической кампании против Ирана ту же роль, что и курды в Ираке. Это самая многочисленная диаспора, и ее национально-освободительная борьба может помочь Вашингтону в свержении клерикального тегеранского режима. Однако особо обольщаться в связи с этим не стоит, так как в будущем, по сценарию событий 40-50-х годов прошлого столетия южные азербайджанцы могут превратиться в “разменную монету” – то есть, США могут вполне пойти на компромисс с новым иранским режимом.
Но сможет ли Баку сохранять нейтралитет, если американцы все-таки обрушат свою военную мощь на Иран? Вряд ли, если учесть хотя бы опубликованное в “Эхо” заявление сенатора Сэма Браунбека, который не исключил, что в будущем американские военные будут получать медицинскую помощь в госпиталях Азербайджана…
Так что, считают эксперты, нам все же придется оказывать содействие антитеррористической операции. Однако, если это произойдет, Баку, по примеру правительства Узбекистана, должен потребовать гарантий своей безопасности. То есть, взамен поддержки американцев Азербайджан должен добиться размещения на своей территории военных баз НАТО, скорее всего турецких.
…На конец февраля запланирован неоднократно откладывавшийся визит президента Алиева в Иран, который, по прогнозам, должен заметно сгладить существующие между двумя странами противоречия.
Как стало известно агентству “Тренд” из дипломатических источников, официальный визит Гейдара Алиева в ИРИ запланирован на 18-20 февраля. Состоится ли этот “миротворческий” визит в нынешних условиях? Эксперты считают, что если антииранская риторика в Штатах усилится, то азербайджанскому президенту будет трудно решиться на это. Так что нельзя исключать очередного переноса этого визита.
Кстати, оказывается, во всей этой ситуации для Азербайджана могут быть и позитивные моменты. Например, эксперты прогнозируют возможное смягчение позиции Ирана в вопросе статуса Каспия в результате усиления американского давления на Тегеран.
“В любом случае теперь можно надеяться, что Иран будет осторожно вести себя на Каспии и игра мускулами, вроде угроз судам иностранных компаний, работающим в азербайджанском секторе, больше не повторится”, – говорит один из политологов. Наоборот, Тегеран изъявит желание пойти на компромисс в определении статуса Каспия, чтобы устранить одну из главных проблем в ирано-российских отношениях.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год