Мировым энергопроектам нужна защита

Р.ОРУДЖЕВ

“Странам ГУУАМ как участникам проекта TRACECA в будущем может понадобиться совместное подразделение для защиты транспортных магистралей, в том числе трубопроводов”. Об этом, как уже сообщила вчера наша газета, заявил замруководителя службы международных отношений госканцелярии Грузии Шалва Пичхадзе. По его словам, создание такого подразделения может стать звеном в логической цепи интеграции в рамках проекта TRACECA.

И первым шагом в этом направлении может стать единая виза для перевозчиков грузов, решение о введении которой ожидается уже в этом году, сказал он.

Обеспечение безопасности стратегических международных транспортных линий, а также газо-, нефтепроводов, действующих и еще только планируемых, – вопрос действительно серьезный и требующий отдельного рассмотрения всеми странами ГУУАМ, имеющими общие границы. Южный Кавказ является одним из тех регионов, где сталкиваются полярные экономические интересы ведущих держав мира. И в этом смысле создание единого боевого подразделения для обеспечения безопасного торгово-экономического сотрудничества имело бы под собой определенные основания. Тем более, что возможность противодействия различных сил, с подачи стран, не заинтересованных в усилении таких связей, весьма высока.

Речь здесь в первую очередь идет о самопровозглашенных “государствах” – НКР, Южная Осетия и Абхазия, само существование которых напрямую зависит от воли третьей стороны. Отсюда в будущем может оказываться систематическое сопротивление (в виде терактов и провокаций) прогнозируемому росту энергетического сотрудничества, в первую очередь, между Азербайджаном, Грузией, Турцией и далее с Западом.

Известный политолог Расим Мусабеков говорит, что “если речь идет о миротворческом подразделении ГУУАМ, то в принципе подобного рода проект может быть реализован. А что касается подразделения для охраны коммуникаций речь в первую очередь идет, конечно же, о нефтегазопроводах – здесь вопрос скорее всего будет решаться на основе трехстороннего соглашения о сотрудничестве Азербайджан – Грузия – Турция. И это осуществляется уже в практической плоскости. Я с трудом могу себе представить, чтобы к этой охране и обеспечению безопасности газонефтепровода Азербайджан – Турция были привлечены Молдова, Украина или Узбекистан. Скорее всего этот вопрос прорабатывается сегодня и будет решаться впредь на трехстороннем уровне”.

С точки зрения военного эксперта, бывшего министра обороны Таджеддина Мехтиева, было бы неплохо, если бы вопрос охраны трубопроводов решался непосредственно Грузией. “Так как мы уже предоставили Грузии большие финансовые льготы по газопроводу”. В качестве другого варианта Т.Мехтиев называет создание соответствующих воинских структур всеми странами-участницами строительства газо- и нефтепроводов, с тем, чтобы они участвовали в охране энергосистем по всей их длине и каждая на своей территории. Необходимости в создании международного подразделения Мехтиев не видит.

Впрочем, как на самом деле будет обеспечиваться защита наших общих экономических интересов, в прямом смысле этого слова, еще предстоит решить высоким чиновникам трех государств. Но то, что делать это придется, сегодня сомнений, к сожалению, не вызывает.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: