Ш.АББАСОВ
На заседании проходящей в Нью-Йорке сессии комитета ООН по неправительственным организациям (НПО) была рассмотрена заявка армянского общества помощи (АОП) о получении общего консультативного статуса при ЭКОСОС – экономическом и социальном совете ООН. Комитет консенсусом принял решение отказать АОП в получении ею данного статуса при ЭКОСОС.
Напомним, что эта лоббистская организация продашнацкого толка подала заявку на получение высшего статуса, предусмотренного ООН для неправительственных организаций еще в 2000 г., о чем “Эхо” уже писало. Однако благодаря усилиям азербайджанских дипломатов, в частности постпредства Азербайджана при ООН, комитет по НПО дважды откладывал принятие решения по АОП.
Причины отказа АОП в интервью “Эхо” прокомментировал 1-й секретарь постпредства Азербайджана при ООН, представляющего страну в качестве наблюдателя в указанном комитете ООН, Эльшад Искендеров.
– Мы с самого начала выступали против получения АОП высокого статуса при ЭКОСОС. Причина в том, что АОП хоть и декларирует себя в качестве гуманитарной организации, на деле вовлечена в политическую деятельность, напрямую затрагивающую национальные интересы Азербайджана. В частности, в своих официальных документах общество указывает территорию Нагорного Карабаха в качестве “независимой страны”, где оно осуществляет свою деятельность.
Стоит отметить, что общий консультативный статус при ЭКОСОС открывает перед организацией, получившей его, широкие возможности, в частности, возможность включать вопросы в повестку дня заседаний ЭКОСОС, а также распространять свои документы в качестве документов ЭКОСОС. Соответственно, данная армянская организация в случае получения указанного статуса приобрела бы возможности тиражировать формулировку “Нагорный Карабах – независимое государство” в официальных документах одного из важнейших органов системы ООН.
– Какие свидетельства мы применили для доказательства нашей позиции?
– Прежде всего, используя документы самой организации, нам удалось показать членам комитета, что АОП с самого начала, еще в 1910г., была создана и на протяжении прошедших лет являлась ближайшим союзником армянской революционной партии “Дашнакцутюн”. Помимо этого, она действует под патронажем другой продашнацкой организации – головной лоббистской структуры армянской диаспоры США – армянского национального комитета Америки.
В частности, АОП неоднократно участвовала в подписных и пропагандистских кампаниях, организованных АНКА с целью лоббирования политических целей, в том числе – сохранения в силе 907-й поправки, оказания прямой американской финансовой помощи сепаратистскому режиму, выдвижения требований об оказании давления на нашу страну в процессе карабахского урегулирования. Нами было четко зафиксировано, что такая деятельность противоречит требованиям, предъявляемым ООН к НПО, важнейший из которых – независимость и отсутствие политической ангажированности. Вся эта информация, имеющаяся в Интернете, была нами тщательно задокументирована и распространена среди членов комитета.
Помимо этого, делегатом Турции в комитете была распространена информация, свидетельствующая о том, что данное общество, используя финансовые средства, собранные в Америке в качестве пожертвований, проводит среди армянской молодежи пропаганду ненависти к туркам и оправдания терроризма против турецких дипломатов. Интерес членов комитета привлекла также информация о том, что АОП как антиправительственная политическая организация была запрещена и в самой Армении, в период президентства Л.Тер-Петросяна и, к сожалению, восстановлена в правах нынешними властями.
– А как развивались события вокруг общества?
– Несмотря на то, что наши аргументы против АОП совершенно объективны и ясны, комитет дважды – в январе и мае прошлого года – откладывал окончательное принятие решения. Причиной было то, что АОП, имеющая отделения во многих странах мира, развернуло лоббистскую кампанию за получение статуса в столицах стран-членов комитета. Однако проведенная нами работа по убеждению стран-членов нейтрализовала усилия армянских лоббистов и позволила делегатам прийти к объективному решению.
Кроме того, представители общества и Еревана пытались утвердить мнение о том, что мы противостоим получению данным обществом статуса просто потому, что это – армянская организация. Однако как в своих официальных выступлениях в комитете, так и в частных беседах нами было убедительно разъяснено, что Азербайджан не имеет к кому-либо претензий субъективного характера, наша обеспокоенность как государства, страдающего от продолжающейся чужеземной оккупации, заключается в том, чтобы НПО, независимо от их национальной принадлежности, не использовались для юридического закрепления итогов армянской агрессии. …
Как показали итоги рассмотрения данного вопроса, наши аргументы оказались убедительными. Даже представитель США в комитете, на территории которых официально зарегистрирована эта организация, не выступал против предложения отказать АОП в предоставлении статуса.
– Каковы перспективы получения данного статуса нашими организациями?
– До начала этого года всего одно НПО Азербайджана получило специальный консультативный статус при ЭКОСОС, что, конечно же, мало. Однако ситуация начинает меняться. Так, весной 2001 года в постпредство поступило обращение Национального совета молодежных организаций Азербайджана с просьбой помочь получить соответствующие документы для заявки на присвоение консультативного статуса.
Мы оказали содействие и уже в ходе нынешней январской сессии комитета заявка нацсовета была рассмотрена и по ней принято положительное решение. …НПО страны должны, во-первых, активизироваться в направлении сотрудничества с ООН, и во-вторых, иметь четкое представление, решению каких общенациональных задач посредством получения высокого ооновского статуса они могут содействовать.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год