Туркменская каспийская флотилия готова

Н.АЛИЕВ, М.БАГИРОВ

Уже в феврале Украина начнет поставлять Туркменистану боевые патрульные катера “Гриф” и “Калкан” в обмен на поставки туркменского природного газа. Как сообщают украинские источники со ссылкой на Григория Клебанова, начальника внешнеэкономического отдела феодосийского производственного объединения “Море” (предприятие, выполняющее заказ), решение о строительстве катеров было принято в мае 2001 года во время визита президента Туркменистана Сапармурата Ниязова в Одессу.

В интервью “Эхо” сотрудники производственного объединения “Море” подтвердили эту информацию, уточнив, что они выполняли поочередно два туркменских заказа, в каждом из которых фигурировало по 10 катеров (всего 20). Более подробно говорить о строительстве боевых катеров для Туркменистана на феодосийском предприятии отказались, ссылаясь на конфиденциальность информации и отсутствие разрешения на ее оглашение.

В министерстве иностранных дел Туркменистана в ответ на запрос нашего корреспондента отказались комментировать информацию о поставках боевых катеров, заявив, что не могут давать сообщение по телефону. Наша газета еще летом минувшего года сообщала об усилении воинских подразделений Туркменистана, дислоцированных на Каспии, и поставках военных катеров, в том числе и с Украины. По данным американского института войны и мира (ИВМ), Туркменистан “для защиты своих интересов на Каспии” уже приобрел до 20 сторожевых катеров класса “Гриф” и “Калкан”, а также патрульное судно класса Point Jackson, экипаж которого прошел подготовку в США.

В публикации ИВМ говорилось о том, что военные приготовления Ашгабата имеют целью обеспечить контроль над акваторией Каспия, где расположены месторождения “Азери” и “Чираг”, которые в Туркменистане именуют “Хазар” и “Осман”.

В этой связи вспоминается и широко освещавшаяся рабочая поездка С.Ниязова по западному региону страны с целью изучения состояния боевой готовности приграничных воинских подразделений. Как сообщала тогда государственная служба новостей “Туркмендовлетхабарлары”, глава государства “высоко оценил боевую подготовку приморских подразделений национальной армии и в беседе с солдатами и командирами с глубоким удовлетворением отметил, что действия военных подразделений побережья Хазара ведутся в соответствии с политикой нейтралитета независимого Туркменистана”. “Туркмендовлетхабарлары” при этом подчеркивает, что “со всей очевидностью проявилась преданность туркменских воинов Отечеству, их готовность дать отпор любой угрозе”. Боевые патрульные катера, которые будут поставлены Туркменистану, производятся по проектам российского центрального конструкторского бюро “Алмаз”.

Туркменская сторона получит десять 40-тонных патрульных катеров “Гриф”, оснащенных пулеметной установкой калибра 12,7 мм, и десять 8-тонных патрульных катеров “Калкан”. Катер этого класса, по оценкам военных экспертов, отлично зарекомендовал себя на службе в пограничных силах Украины. Что касается самого ФПО “Море”, то оно считается одним из ведущих на постсоветском пространстве производителей военных кораблей. “Море” имеет давние экспортные связи со странами Юго-Восточной Азии и Африки.

В Феодосии производятся и десантные корабли на воздушной подушке “Зубр”, которые поступили на вооружение военно-морских сил Греции. В соответствии с украинско-туркменским межправительственным соглашением от 16 мая 2001 года и подписанным в тот же день контрактом, “Туркменнефтегаз” поставит в 2002-2006 гг. национальной акционерной компании “Нафтогаз Украины” 250 млрд. кубометров природного газа по цене 42 доллара за 1000 кубометров на туркмено-узбекской границе. От 40 до 50% стоимости газа Украина будет оплачивать товарами, услугами и инвестиционными проектами на территории Туркмении (Прайм-ТАСС).

В число этих товаров и услуг входит, как видно, и поставка военной техники. Причем это не только военные партульные катера, но и истребители. Об этом глава Туркменистана говорил на встрече с иностранными дипломатами в марте прошлого года, выражая благодарность своему украинскому коллеге Леониду Кучме за “содействие в вопросах приобретения военной техники”.

“30 самых современных истребителей охраняют уже рубежи Туркменистана, – сказал С.Ниязов, обращаясь к украинскому послу. – Как вы знаете, наша доктрина – оборонительная. Но это не отменяет высокой боеготовности войск. В ближайшее время откроем центр управления, который позволит координировать действия всех подразделений национальной армии. Разумеется, мы – нейтральная страна. Но армия – важнейший атрибут государственности”. (“Нейтральный Туркменистан”).

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: