С.МУСТАФАЕВА
“За что мы платим муниципалитетам?” С этим вопросом к нам в редакцию обратился возмущенный читатель, у которого в одном из жилищно-коммунальных управлений (жэу) Хатаинского района взамен необходимой ему справки потребовали немедленной выплаты 16 тыс. манатов – муниципального налога на имущество.
Причем, как утверждают сотрудники данного ведомства, этот налог должен быть выплачен в Ахмедлинский муниципалитет, где при перечислении необходимой суммы выдается документ, подтверждающий вышеназванную финансовую операцию.
“Я не понимаю, какое отношение районный муниципалитет имеет к жэу, и вообще, по какому праву от меня требуют выплаты этой суммы”, – вопрошает читатель.
Попытавшись выяснить, как обстоят дела на самом деле, корреспондент “Эхо” связался с Ахмедлинским муниципалитетом, председателем которого является Севиндж Аскерова. Однако, сославшись на то, что рядом с ней находится посетитель, С.Аскерова попросила перезвонить через 15 минут, пообещав при этом предоставить все необходимые разъяснения.
Далее события разворачивались по известному сценарию. С.Аскерова, разыграв сценку с “плохой cлышимостью”, и вовсе отложила трубку. Что интересно, в Наримановском, Сабаильском и других муниципалитетах произошла похожая ситуация – объяснения стали перекладываться с одного должностного лица на другое, но вразумительного ответа получить так и не удалось. Создалось такое впечатление, что муниципалитеты опасаются контактов с журналистами.
Председатель Сахильского муниципалитета Шакир Шахбазов согласился ответить на интересующие газету вопросы. Так, по словам Ш.Шахбазова, функции взимания с населения налога на имущество и налога на землю передана муниципалитетам в соответствии с законом АР “О местном самоуправлении” от 1999 года.
Указом же президента “Об утверждении положения о порядке и сроках передачи государственного имущества муниципалитетам”, подписанного 11 июня прошлого года, в муниципальную собственность были переданы жилищно-коммунальные, социальные и культурные объекты, а также объекты, находящиеся в общем пользовании населения, и прочее госимущество, необходимое для исполнения полномочий органов местного самоуправления.
Согласно данному положению, с граждан, обладающих приватизированными квартирами, взимается ежегодная плата в качестве налога на имущество, исходя из количества комнат. К примеру, 4-комнатная приватизируемая квартира облагается налогом на имущество в размере 8 тыс. манатов. Налог на землю взимается с лиц, проживающих в так называемой дворовой системе, а также владельцев частных домов.
По словам Ш.Шахбазова, до муниципалитетов сбором вышеназванных налогов занимались районные налоговые инспекции. Собранные же средства, отмечает председатель, идут в бюджет муниципалитета, большая часть которого тратится на социальные нужды.
Возникает вопрос: если муниципалитеты взимают с граждан налог на имущество и на землю, за что в таком случае мы платим в жэу?
Как сообщили в жэу N9 Сабаильского района, данные ведомства взимают с населения ежемесячные эксплуатационные сборы за приватизированную квартиру – 75 манатов (1 кв. м.), неприватизированную – 100 манатов, коммунальную – 50 манатов. Кроме того, предусматривается и плата за мусор – 700 манатов на одного человека. Однако, как отметили в этой организации, жэу никак не связаны с муниципалитетами, и поэтому они не имеют права требовать уплаты налога на имущества и налога на землю.
В то же время, согласно информированным источникам, данная неразбериха произошла по причине того, что с момента появления муниципалитетов общий долг, накопленный в районных отделениях налоговых инспекций по данным видам налогов, решили “разделить” между законопослушными гражданами для обеспечения полного погашения задолженности. Оттуда и взялись взятые с потолка цифры долгов, из-за которых теперь болит голова у большей части населения. Более того, стало известно, что в ближайшем будущем предусматриваются изменения и дополнения в Налоговый кодекс АР, согласно которым, тарифы вышеназванных налогов будут увеличены.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год