Н.ГУЛИЕВА
В результате очередных рейдов сотрудники Управления оперативного контроля Министерства налогов обнаружили огромное количество просроченных продуктов питания в цехах, принадлежащих фирме “Искендер гида” (расположены по адресу: ул. Тагизаде, 29 Насиминского района Баку).
Причем, как выяснилось, часть из них изначально была некачественной. Как сообщает пресс-служба министерства, на складах фирмы хранилось 70 коробок (по 15 кг) масла Proser производства Турции, большое количество 250-граммовых пачек немецкого масла Meggle и шоколадного сливочного масла, а также различные джемы и похожие на них продукты, состав которых пока не известен.
Кроме того, в ходе рейда обнаружено и несколько довольно больших ванн, наполненных каким-то непонятным раствором, в которых хранились куски сыра. А еще в цехах в совершенно антисанитарных условиях умудрялись производить сметану и пищевое масло.
Только первичные исследования показали, что продукты питания, принадлежащие “Искандер гида”, опасны для здоровья потребителей. К сожалению, часть из них уже отправлена в торговые точки.
Поэтому министерство рекомендует населению быть более бдительными, покупая продукты питания, обращайте внимание на источники информации на торговых бирках и, что важно, на отметку о сроке пользования. Сейчас Минналогов ведет работу по изъятию этих продуктов питания на временное хранение (разрешение на уничтожение должен дать суд).
Кстати, фирма “Искендер гида” не первый год находится в “черном списке” и Союза свободных потребителей (ССП). По словам председателя Союза Эюба Гусейнова, до сих пор на прилавках бакинских магазинов можно встретить широко разрекламированные года два тому назад колбасные изделия немецкой фирмы Sickendiek, поставляемые в Азербайджан именно через “Искендер гида”. “Срок использования большей части этих продуктов давно истек, но их все равно продают”, – говорит Э.Гусейнов.
По его словам, исследования ССП показали, что в конце каждого месяца в больших супермаркетах и продуктовых магазинах просроченные товары изымаются из продажи. Только, спрашивается, куда они при этом деваются? Так вот, согласно выявленным сотрудниками ССП фактам, во многих магазинах составляются фальшивые акты об уничтожении этих товаров. Просто в бухгалтерских документах стирается сумма общей стоимости якобы изъятых продуктов, а они в свою очередь окольными путями заново поступают на продажу.
Например, почти все, что продается “на руках”, реализуется на улице – это просроченные товары. Кроме того, они переправляются в различные цехи, где посредством кустарной переработки приобретают вид “свежей” продукции, после чего заново возвращаются на прилавки тех же супермаркетов.
Яркое подверждение сказанному – факт обнаружения тем же Управлением оперативного контроля в конце прошлого года цеха по производству продуктов питания, расположенного на окраине поселка Масазыр Абшеронского района. Как уже сообщало “Эхо”, в ходе осмотра инспектора выявили, что в цехе примитивным способом повторной переработке подвергаются томат, уксус, и другие продукты, срок использования которых давно истек.
Заполнив этими продуктами тару, приклеив фальшивые торговые бирки, указывающие на иранское происхождение товара, “производители” отправляли их не только в местные пункты реализации, но даже экспортировали за рубеж.
Э.Гусейнов основную причину происходящего видит в сложности процедуры уничтожения просроченных товаров: следует пройти ряд проверок, собрать различные справки и т.д. Поэтому ССП обратился в госструктуры с предложением упростить эту процедуру. “Мы уже месяц ведем кампанию за то, чтобы просроченные товары подвергались “публичной казни”, то есть к их непоредственному процессу уничтожения допускались бы представители общественности”, – говорит Э.Гусейнов.
По его словам, в этой связи уже достигнута договоренность с Минналогов об участии представителей НПО и СМИ при уничтожении особо вредных товаров, например, некачественных табачных изделий. “До сих пор же в этой процедуре было много фальши и лжи, – считает глава ССП. – К сожалению, наша организация не имеет права решать, уничтожать товар или нет.
Союз может выявить его некачественность и оповестить об этом соответствующие структуры. Например, наше местное представительство в Мингячевире оповестило, что в аптеках города выявлены и изъяты просроченные лекарства на 160 тыс. долларов. А уничтожить их мы не можем, нужно пройти долгую процедуру проверок и ревизий”.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год