Расстрел с вертолета или пожизненное заключение

Дж.ИБРАГИМОВА

“Я позитивно отношусь к инициативе CITES (Международная конвенция по торговле редкими видами флоры и фауны. – Ред.) ввести мораторий на промысел осетровых рыб, при условии, что все прикаспийские страны ее поддержат”, – заявил газете “Эхо” министр экологии и природных ресурсов Азербайджана Гусейн Багиров.

По его словам, сегодня 15 – 20% мальков осетровых производится и выпускается в море именно Азербайджаном. Уровень воспроизводства осетровых Ираном составляет порядка 30 – 25 млн. мальков, Россией – 30 – 40 млн. “Было бы несправедливо, если одна из прикаспийских стран будет вылавливать, к примеру, 800 тонн рыбы, а другой запретят улов при ее квоте в 70 тонн”, – сказал глава природоохранного ведомства.

По мнению Багирова, необходим дифференцированный подход. Размер квоты для каждого из прикаспийских государств должен определяться по следующим критериям: учет степени наносимого урона, прежде всего от браконьерства, воспроизводство осетровых искусственным путем, количество естественных нерестилищ и пресноводных стоков в море, состояние кормовой базы. Другими словами, квота должна устанавливаться в зависимости от вклада каждой страны в сохранение Каспийского моря.

“Нас заботит состояние осетровых в море, и мы считаем, что должны приниматься комплексные меры, в которых будут участвовать все страны. В частности, нужно усилить борьбу с незаконным уловом”, – сказал министр.

Напомним, что в ходе последнего заседания комиссии по водным биоресурсам Каспийского моря (Астрахань, 9 декабря) было решено сократить квоты всех прикаспийских стран, за исключением Ирана.

“Мы намерены проводить широкие научно-исследовательские работы для воспроизводства рыбных запасов, что позволит Азербайджану расширить сокращенную квоту на плановый улов”, – отметил Г.Багиров.

Вообще же, в 2002 году Азербайджан может выловить 92,2 тонны осетровых. Квота на вылов осетровых для других стран такова: Россия – 391,3 тонны, Казахстан – 247 тонн, Туркменистан – 63 тонны. Поскольку мониторинг CITES в Иране нелегального лова не выявил, и вся добываемая икра выносится на международный рынок, в текущем году эта страна может добыть 685 тонн икры.

Уже установленный факт: основная причина сокращения запасов осетра – неконтролируемый морской лов прикаспийскими государствами.

Уже несколько лет Иран, мировой лидер по продаже икры, предлагает своим соседям по Каспию перенять его опыт борьбы с браконьерами. Для передвижения на море в иранском секторе Каспия существует только узкая километровая береговая черта. Все, кто за нее выходит, расстреливаются с вертолета. А контрабандисты осетровых нередко получают пожизненные сроки и даже смертную казнь – “за уничтожение национального достояния”.

Браконьеры же России, Азербайджана, Казахстана и Туркменистана, по данным агентства KODA, совместными усилиями добыли за последний год как минимум 14 тысяч тонн рыбы. По самым скромным подсчетам, только в Дагестане у местного населения имеется не менее 4 тысяч маломерных судов, оснащенных, как правило, мощными японскими моторами и самым современным навигационным оборудованием.

В 2000 году, по информации российского контрольно-пропускного пункта “Махачкала”, ежедневно в Москву из Дагестана доставляли не только десятки килограммов черной икры, но и около 10 тонн браконьерской осетрины. Если это действительно так, то за год браконьеры только из Дагестана отправляют до 3650 тонн ценной осетровой рыбы.

А потому, по мнению ученых Каспийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства, мораторий на вылов осетровых должен быть введен не менее чем на 20 лет. Только так можно спасти эту рыбу от полного истребления. При теперешних темпах браконьерского лова уже в течение ближайших десяти лет в Каспийском море осетровых пород не останется.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: