Россия модернизирует систему азербайджанской ПВО

Н.АЛИЕВ, И.РЗАЕВ

Главная тема начинающегося сегодня визита президента Азербайджана Гейдара Алиева в Россию – судьба Габалинской радиолокационной станции (РЛС). Как заявил “Эхо” глава отдела международных связей Исполнительного аппарата президента Новруз Мамедов, соглашение по РЛС полностью согласовано и будет подписано главами государств. Н.Мамедов сообщил, что “условия соглашения отвечают интересам Азербайджана”…

Известно, что на территории государств СНГ имеется несколько важных стратегических объектов, которые до сих пор эксплуатируются российской стороной и нередко в этой связи портят ее политические отношения с этими государствами. До последнего времени Габалинская РЛС была камнем преткновения в российско-азербайджанских отношениях. Баку не был против передачи этого объекта в аренду России за 2 млн. долларов в год, но настаивал, что договор должен быть заключен на срок от 3 до 5 лет.

Это не устраивало Москву, рассчитывающую остаться хозяином станции, по крайней мере, до 2020 года. 16 января стороны достигли компромисса, решено, что РЛС будет считаться имуществом Азербайджана, который сдаст его в аренду России сроком на 10 лет. Предусматривается использование станции в качестве “информационно-аналитического центра”, данными которого может пользоваться не только Россия, но и азербайджанская сторона. Как считают российские эксперты, Москва крайне заинтересована в бесперебойной работе станции и способной действовать в режиме раннего оповещения о пусках баллистических ракет практически на всем пространстве Южного полушария.

Поэтому, как передает “Пресс-центр”, не исключено, что российская сторона примет участие в модернизации азербайджанской системы ПВО для обеспечения безопасности объекта. На это косвенно указывает и вчерашнее заявление директора Федеральной пограничной службы (ФПС) России генерал-полковника Константина Тоцкого. “Россия не видит причин для размещения иностранного воинского контингента на территории Грузии или Азербайджана”, – заявил Тоцкий. Таким образом, информация о согласии России уступить традиционную сферу влияния – Южный Кавказ, не подтвердились. Россия уходить из региона не собирается, равно как и делить влияние. Это неожиданный поворот событий, поскольку до последнего времени появлялись сообщения, в которых говорилось о желании Турции и США модернизировать азербайджанскую армию. Теперь список пополнился Россией.

Самое любопытное в этой ситуации – весьма специфическая военная кооперация России с Арменией, в результате которой азербайджанские ПВО могут быть модернизированы системами противовоздушной обороны, произведенными… в Армении. Как известно, в счет погашения долга Ереван готов передать в собственность Москвы почти все предприятия своего оборонного комплекса. В конечном итоге в список российской собственности были внесены Зангезурский медно-никелевый комбинат, ереванское предприятие “Марс”, еще в советские времена выпускавшее электронные блоки систем управления ракетных видов вооружения, а также несколько ереванских “оборонных НИИ и акционерных обществ, в том числе ЗАО “Разданмаш”.

Именно это предприятие в России планируют включить в производственную кооперацию производителей систем противовоздушной обороны. Генерал-лейтенант ПВО в отставке Владимир Тимошенко также указал на то, что “оборонные предприятия, расположенные на территории Армении, могут поставлять составляющие для оборудования системы ПВО”.

Как сообщил “Эхо” источник в Минобороны, охрану РЛС осуществляет в настоящее время российская сторона. Своими силами безопасность станции может быть обеспечена только от атак низколетящих целей: вертолетов и т.п., поскольку на вооружении здесь только стрелковое вооружение. Однако, как сообщил источник, на территории РЛС по взаимному согласованию сторон дислоцирован дивизион сил ПВО Азербайджана. “Одного дивизиона для защиты РЛС вполне достаточно”, – полагает экс-министр обороны Азербайджана Таджеддин Мехтиев.

Однако гораздо перспективней укрепление воздушных границ Азербайджана, чему и послужит модернизация системы ПВО страны. Экс-министр обороны подчеркнул, что “на вооружении у азербайджанских сил ПВО находятся в основном комплексы советского производства”. Отметим, что Азербайджан не входит в Объединенную систему ПВО государств-участников СНГ. Однако это, как полагают эксперты, не может послужить препятствием для двустороннего военно-технического сотрудничества (ВТС) между Азербайджаном и Россией. В том, что модернизация системы ПВО может проходить достаточно эффективно, показывает опыт сотрудничества Минска и Москвы.

Так, в свое время в целях координации ВТС был создан Военно-технический комитет при Совете министров обороны государств-участников СНГ. Но лишь состоявшееся несколько дней назад его 15-е заседание по счету заседание сдвинуло с мертвой точки вопросы военного сотрудничества. Началось конкретное обсуждение отдельных аспектов кооперации и в первую очередь системы государственной каталогизации, что означает унификацию изделий военного назначения 22(!) тысяч наименований. К этому времени фактически на полную мощь заработала межгосударственная российско-беларусская финансово-промышленная группа (МФПГ) “Оборонительные системы”.

Ее главная цель – модернизация зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) С-125 “Печора” (в свое время СССР поставил около 400 таких комплексов в 35 стран мира). Уже подписан контракт на поставки модернизированной “Печоры” в одно из ближневосточных государств. Опытный образец ЗРК “Печора-2М” уже прошел полигонные испытания. Новый комплекс характеризуется существенным повышением боевой эффективности при одновременном снижении расходов на его эксплуатацию более чем в два раза. В первую очередь за счет улучшения тактико-технических характеристик в результате использования современной унифицированной цифровой аппаратуры.

Усовершенствование защитных управляемых ракет малой дальности 5В24 т 5В27 увеличивает не только зону поражения воздушных целей с 17 до 27 км, по дальности и до 20 км на высоте, но и вероятность поражения, в том числе и низколетящих целей. Модернизированный комплекс может иметь как стандартный, так и мобильный вариант базирования с максимальным удалением пусковых установок от кабины управления и антенного поста до 10 км вместо 70 м в “старом” ЗРК. У него в два раза большая дальность обнаружения цели при воздействии помех. При этом номенклатура запчастей сократилась в 10 раз – с 3000 до 300. Комплекс оснащен тепловизионным каналом для ночной стрельбы в пассивном режиме.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: