Зардушт АЛИЗАДЕ
На прошлой неделе две оптимистические публикации в “Эхо” изрядно развеселили меня. За что я премного благодарен писателю Чингизу Абдуллаеву и политологу Рашаду Рзакулиеву. Они блестяще подтвердили мою давнишнюю догадку, что оптимисты не все вымерли или выехали, что кроме оптимистов по незнанию, коих у нас большинство, редко, но все еще попадаются оптимисты знающие.
Наш самый знаменитый из ныне живущих писателей сделал очень меткие выводы из своих наблюдений над нашей плачевной политической действительностью. Он верно оценил недоверчивое отношение электората и к правым, и к левым партиям. Он также, на мой взгляд, верно поступил, когда не акцентировал внимание на шансах персонально сына действующего президента. Зорко вглядевшись в социальный ландшафт нашей страны, господин Абдуллаев узрел надежду не в беженцах, не в известных политиках, не в пенсионерах, не в безработных, не в рабочем классе, не в интеллигенции, не в крестьянах, не в силовых структурах и не в студентах. И это верно, будущее власти в Азербайджане будут определять не эти слои и группы населения.
По мнению господина Абдуллаева, будущее Азербайджана зависит от молодых и образованных бизнесменов, знающих компьютер, иностранные языки и бизнес. Вот они-то спасут Азербайджан. Будущее за ними. Если бы дело обстояло так, то я был бы не только просто, но безмерно счастлив. Это означало бы, что на политической арене нашей страны появилась политическая сила, обладающая не только четкой либеральной программой, но и финансовыми ресурсами, необходимыми для мобилизации масс, создания партийных структур, ведения грамотных избирательных кампаний, издания газет, закупки времени на радио и телевидении.
Значение денег и эффективность прямого участия бизнесменов и миллиардеров в выборах в Америке – не только победа миллиардера Берлускони в Италии, но и победа, например, азербайджанского, вполне легального миллионера Махмуда Мамедова, лидера Партии демократических предпринимателей на депутатских выборах 1995 года в Шамахе. Он набрал 56% голосов. Чисто!
То, что он не стал депутатом, не получил мандата, совсем из другой оперы. Вот про эту оперу надо и говорить, обсуждая политическое будущее Азербайджана. О сущности политической борьбы есть разные мнения. Циничный и умный Макиавелли эту суть видел в “обладании вещами”. Не менее умный, но намного более циничный Ленин разделял эту точку зрения, но выражался более наукообразно.
Помните из учебника? “За различными социальными, религиозными, культурными и идеологическими явлениями только дурачки не видят экономических интересов”. Конечно, не очень изящно – “дурачки”, но, оглянувшись на краткую историю “национально-освободительного движения” в Азербайджане и вспомнив, кто в результате материально приобрел, а кто потерял, трудно не согласиться с классиком и даже очертить необычайно широкий круг этих “дурачков”, в который сплоченными рядами могут войти 95% нашего населения.
И тут надо сделать следующий вывод: лидером остальных 5% является Гейдар Алиев. Эти пять процентов отнюдь не “дурачки” и они играют ведущую роль в обществе, являясь фактически элитой. Они управляют государством, они – правительство и власть. Они же управляют этими молодыми и образованными бизнесменами. Они “крышуют” этих бизнесменов, доят их, защищают от других себе подобных “недурачков”. И эти умные, молодые и образованные бизнесмены только потому и живы, здоровы и относительно обеспечены, что принимают эту действительность, эти правила и порядки, при которых они являются абсолютно феодальными вассалами своих чиновных и “бизнес”-сюзеренов.
Любой свой бизнес-план, более или менее значительное вложение и передвижение капитала они должны согласовать со своей “крышей”. У них не только в головном мозгу, не только в спинном мозгу, не только в крови, но даже в душе глубоко и неизгладимо запечатлелось понимание своей абсолютной зависимости от властной элиты. И они знают, что миллионер Махмуд Мамедов не получил добро властей на вхождение в состав парламента, что он поступил дерзко и необдуманно, вложив деньги в избирательную кампанию и одержав победу, что то, что его просто не допустили до Милли меджлиса, а не посадили и не обанкротили, очень великодушко было со стороны президента.
Господин Абдуллаев как знаток азербайджанского общества не может не знать всего того, о чем я только что написал. Может быть, под молодыми и образованными бизнесменами он имеет в виду близкий круг надежды и опоры правящей элиты – Ильхама Алиева?
Если это так, то шансы на наследование власти этой молодой порослью высоки. Но при чем здесь надежды на спасение Отчизны и воцарение в Азербайджане европейской культуры? Просто пойдет процесс замены лизоблюдов, казнокрадов и бесчестных хитрецов советской выпечки на казнокрадов и бесчестных хитрецов в европеизированной оболочке. Что касается бизнеса, то не смешите.
У нас бизнеса в западном понимании нет и пока не предвидится, а есть люди, овладевшие сотнями приемов сравнительно честного отъема денег у простофиль. Переходя к блестящему по форме и содержанию интервью Рашада Рзакулиева, то, во всем соглашаясь с этим умным и образованным человеком, я расхожусь с ним в одном: я не верю в способность тех индивидуумов, которые пытаются взять на себя ответственность “третьей силы”, вынести ее груз в столь сложный период.
С другой стороны, он молод, многое не испытал и верит, я же давно не молод, многое испытал и не верю. Не в этом ли различие между молодым и старым? И не в этом ли состоят смена поколений и ход истории? Что на смену разочаровавшимся и умудренным приходят верящие оптимисты? И все равно для меня это несколько забавно.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год