Проблема национальной идентичности азербайджанцев: “потерянный” народ

Т.САДЫГОВ

В сегодняшнем Азербайджане вряд ли найдется человек, который бы отрицал позитивное влияние национального идеала на дальнейшее успешное развитие азербайджанского этноса. Однако, соглашаясь с жизненной необходимостью наличия данного феномена, тем не менее общественное сознание нынешнего Азербайджана раскололось на несколько резко противостоящих друг другу “лагерей” по поводу содержания национальной идеи.

В пылу бесчисленного количества разных противоречивых политических процессов, бытовых проблем и экономических кризисов, охвативших нас в конце ХХ – начале XXI века, мы, граждане современного Азербайджана, видимо, забыли, что живем в переломный (во всех отношениях) момент истории. Тенденции XXI века, эрозия идентичностей, “падение государства”, ярый национализм, переходящий в этнические чистки, – все это требует реального ответа, сплочения вокруг идеи, выработки стабильных и жизнеспособных идентичностей в национальном масштабе.

Вопрос этот тем самым представляется одним из наиважнейших и ключевых, и от нашего конкретного выбора сегодня, в этот жизненно важный момент, зависит качественно иная жизнь последующих поколений, что многократно повышает персональную ответственность каждого из нас за свой выбор и предпочтения.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

Не секрет, что геополитические условия на стыке тысячелетий поставили наш народ лицом к лицу с целым рядом острейших проблем как внутреннего, так и внешнего характера. В попытках найти их адекватное решение многие из нас постепенно перенесли акцент из внутриполитической жизни за пределы страны. Точнее, состояние внутри страны, ее насущные проблемы были поставлены общественным мнением в прямую зависимость от стратегических “ходов” крупнейших геополитических “игроков” в регионе.

Решительно не веря (или, в конце концов, утратив веру) в свои возможности, народ, таким образом, разделил и раздробил сам себя, поддавшись соблазну лени и ничегонеделания. Перекладывать свои проблемы на чужие плечи оказалось гораздо удобнее. И чрезмерная тяжесть “ноши” в данном случае все равно не может служить оправданием для ярых протурецких “беев”, либо проимперских “товарищей”, и, тем более, новоявленных “мулл” иранского образца, еще вчера бывших убежденными атеистами.

Все отмеченное наводит на глубокие размышления о роли того или иного выбора для будущего нашей Родины.

ПАНТЮРКИЗМ…

Турция, как удачный пример мусульманской страны с развитой экономикой, стабильным государственным устройством и мощными вооруженными силами, способными защитить свою территориальную целостность, без сомнения, является для нас ярким наглядным образцом госстроительства. Кроме того, языковая и культурная близость, тесные исторические связи, а также недвусмысленная поддержка Азербайджана во всех его начинаниях служат дополнительными стимулами симпатий азербайджанцев к Турции. Во многом эти причины привели к широкому распространению идей пантюркизма и “тюркской солидарности” среди наших сограждан.

Не умаляя заслуг Турции перед Азербайджаном, не могу не заметить того, что мы бы сделали крупный просчет, связав саму свою сущность, как азербайджанцев, с пантюркизмом. Идея пантюркизма, к сожалению, – явление, подверженное деструктивному влиянию времени. Сегодняшняя идеология пантюркизма азербайджанцев имеет, по крайней мере, два существенных недостатка.

Во-первых, данная идеология основана на сегодняшней геополитической расстановке сил. Как известно, геополитика – не статическое, а динамико-диалектическое отражение столкновений разных держав, что означает временные рамки для того или иного расклада сил на мировой арене. Если, к примеру, Иран пойдет по пути улучшения отношений с США, Средняя Азия начнет ориентироваться на Китай, а Турция встанет на путь сотрудничества с Россией, то выживет ли идея пантюркизма в качестве фундамента внутриполитической жизни в Азербайджане?

Если принять во внимание то, что вышеперечисленные сценарии геополитических сдвигов имеют немалую вероятность и предпосылки осуществления в будущем, то способность пантюркизма быть маяком национального возрождения и процветания резко снижается, приобретая недалекие временные рамки. Получается, что идеология пантюркизма привязывает национальные идеалы азербайджанского народа к динамике событий в соседних странах и регионах. Все эти аргументы говорят лишь в пользу одного – национальная идентичность азербайджанского народа должна иметь вневременный, перманентный характер.

Вторым существенным недостатком пантюркизма в Азербайджане является то, что, как и любая другая ориентированная политика на основе идентичности этно-религиозного плана, данная идеология временами приходит в резкое противоречие с необходимостью ведения государством эффективной внешней политики, делая геополитический инструментарий менее гибким. Именно этим, в немалой степени, можно объяснить крайне неудачную внешнюю политику правительства Народного фронта Азербайджана в 1992-93 годах.

… ДРУГИЕ

В общественном мнении Азербайджана немалое место принадлежит также сторонникам других позиций, среди которых можно отметить и сторонников пророссийской ориентации, и исламистов иранско-шиитского толка, и либералов-прозападников. Однако все же приведенные в качестве примера недостатки пантюркизма с чрезвычайной легкостью могли бы быть отнесены и к другим идейно-политическим взглядам наших современников.

В конечном итоге у всех этих идейных воззрений неазербайджанские, чужеродные корни, что и сказывается на неудаче каждого из них завоевать абсолютную популярность в среде азербайджанского народа. Национальная идея должна быть, в первую очередь, азербайджанской. И оттого, сумеем ли мы “найти” самих себя, “найти” внутри нашей Родины, а не за ее рубежами зависит жизнеспособность нашего ответа на “вызовы” истории.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год