Понимание – начало согласия

Чингиз АБДУЛЛАЕВ, писатель

Эту емкую формулу вывел гениальный Спиноза, когда в ответ на его знаменитый трактат тысячи фарисеев, ханжей и лицемеров почувствовали себя оскорбленными. Как часто в нашей истории недостаток понимания и, как следствие, согласия, вел нашу страну к очередной катастрофе. После того как наша страна в который раз выставила себя на посмешище, уже нельзя серьезно говорить об уровне наших чиновников.

Я всегда подозревал, что это бессовестные люди, но когда к отсутствию совести прибавляется и отсутствие головы, такая гремучая смесь становится опасной для самих чиновников, для существования государства. Изо всех сил стараясь попасть в Европу, мы забыли, что в приличном обществе существуют некие правила поведения, которые мы будем обязаны соблюдать. Я не смею утверждать, что все заключенные должны быть немедленно овобождены, но на демократическую процедуру рассмотрения своих дел в судах, при участии европейских наблюдателей, они, безусловно, вправе расчитывать.

В этих условиях появляются разговоры о третьей силе, о центристских партиях или партии, которая должна быть равноудалена от власти и оппозиции. Очевидно некоторые просто забыли, в какой системе координат мы живем? Позволительно спросить: где вы видели первую силу? Или вторую? Неужели наши партии, напоминающие племенные образования и клубы по интересам, можно серьезно считать аналогами европейских партий? Неужели кто-то всерьез так считает?

Центризм подразумевает наличие определенных принципов, которых нет у правящей партии и у оппозиции. В таком случае расскажите мне, где наши левые и правые партии. Где наши партии, сделавшие либеральные ценности своим приоритетом? Где наши партии, пытающиеся защитить права обычных людей и исповедующие социал-демократические принципы? Не знаете? И я не знаю. Вся беда нашей политической системы состоит в том, что у нас все партии центристского типа. Немного туда, немного сюда. Колеблемся с генеральной линией партии. А партия у нас только одна.

Какая, вы все прекрасно знаете. Часто говорят, что мы поменяли систему координат. Раньше был социализм, сейчас капитализм. Ничего подобного. Раньше был феодальный социализм, при котором существовал свой падишах, свои беки в районах, свои ханы в министерствах. Сейчас феодальный капитализм, при котором все осталось на том же уровне. Сменились только лозунги, все осталось по-прежнему. Раньше боялись Москвы, как всевидящего центра огромной империи. Теперь боимся Страсбурга, нового центра создаваемой европейской империи. И партия у нас осталась та самая, только поменяла название.

Правда, эта партия сама не знает, какие принципы исповедует. Сначала хотела вступить в социалистический интернационал, потом объявила, что будет членом консервативной лиги. Чем отличаются наши партии друг от друга? Или между ними существуют большие идеологические расхождения? Как выбирать простому человеку, который находится между глупыми ворами и люмпен-националистами? Куда ему податься.

Когда разговоры о третьей силе ведут бывшие чиновники, становится немного грустно. Почему они не говорили об этом в течение многих лет, находясь у власти. Вагиф Самедоглу однажды с юмором заметил, что любой министр правительства, которого снимают с работы утром, уже вечером несет свое заявление в оппозиционную партию. Мы становимся страной разуверившихся людей, где народ уже никому не хочет верить.

Что делать в таких условиях? На кого рассчитывать, когда нет ни первой, ни второй силы. Единственная партия в республике держится исключительно на авторитете своего вождя. Если в руководстве партии сих пор не знают, то я с удовольствием им сообщаю, что уже сотни и тысячи людей на кухнях и в чайхане рассказывают, как их насильно записывали в ряды данной партии. Вам ничего не напоминает такая ситуация?

Она уже однажды была в нашей истории. В этих условиях всеобщей апатии мы должны говорить о национальных приоритетах. Пора создавать партию порядочных людей, которая твердо заявит и о своих идеологических приоритетах. Не скрою, хотелось бы видеть эту партию левоцентристской, которая со временем могла бы стать членом Социалистического интернационала – одного из самых авторитетных международных объединений в Европе. Но кто может создать такую партию?

Бывшие чиновники? Им никто не поверит. Бывшие оппозиционеры, превратившиеся в обычных критиканов и часто лишенных доверия в собственных партиях? Конечно нет. В создании такой партии должны принять участие молодые бизнесмены, тот самый нарождающийся класс, который вопреки всем препонам и преградам появляется в Азербайджане.

У нас уже появились достаточно обеспеченные люди, которые хорошо владеют несколькими европейскими языками (для начала английским и русским) которые смогли наладить функционирование собственных, пусть еще не многочисленных предприятий. У интеллигенции остается последний шанс – изо всех сил поддержать эту нарождающую партию, нарождающуюся силу.

Мы привыкли стоять в центре и колебаться вместе с остальными, льстиво слушая указания очередного руководителя. Мы даже не заметили, как народ, ненавидящий чиновников, недоверяющий демагогам от оппозиции, начал презирать свою интеллигенцию, высмеивая ее рабские и одновременно хамские повадки. Сегодня мы все коммунисты, а завтра мы все капиталисты, нас ничем не удивишь.

До сих пор вспоминаю, как стадно бросали свои партийные билеты представители нашей интеллигенции в январе девяностого. И как потом позорно их забирали. Некоторые умудрились сделать это несколько раз. Некторые успели вступить в несколько партий за последние десять лет. Мы все немного центристы, давайте наконец становиться порядочными людьми. И ответственными за свою страну гражданами.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: