М.БАГИРОВ, С.АЛИЕВА
За несколько дней до начала сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), где ожидается рассмотрение ситуации с политическими заключенными в Азербайджане, в среде отечественных правозащитников возникло оживление. В центре внимания – предложения главы Форума неправительственных организаций (ФНО) Азая Гулиева о необходимости принятия правозащитниками обращения к президенту Гейдару Алиеву по вопросу политзаключенных.
Вчера в Ресурс-центре неправительственных организаций состоялась встреча глав НПО и известных правозащитников, на которой и было согласовано вышеназванное обращение. Как ни странно, многие известные правозащитники на заседание не явились.
Среди них директор Института мира и демократии Лейла Юнус, глава Правозащитного центра Эльдар Зейналов, исполнительный директор Ресурс-центра по правам человека Мехти Мехтиев, глава Азербайджанского фонда развития демократии и защиты прав человека Гаджимурад Сададдинов и другие.
Присутствующие пришли к решению принять обращение к президенту после длительного обсуждения сложившейся ситуации. Директор Центра политических технологий и инноваций Мубариз Ахмедоглу обвинил во всем Совет Европы, который предвзято относится к Азербайджану. Ведь до того дня, когда исполнится год со дня вступления страны в эту организацию – 25 января, осталось несколько дней. Директор Бюро по правам человека и соблюдению законности Саида Годжаманлы считает, что обратного пути уже нет.
Поэтому обязательно нужно решить вопрос политзаключенных. Более того, за год нахождения Азербайджана в СЕ власти не только не делали попыток выполнить взятые на себя обязательства, а наоборот, ухудшали состояние с правами человека и демократией. И вот результат – Азербайджан стоит перед дилеммой – быть исключенным из состава СЕ или выполнить взятые на себя обязательства. Поэтому до 24 января власти должны предринять конкретные шаги в этом направлении.
Кроме того, правозащитники будут добиваться того, чтобы в судах по пересмотру дел трех известных политзаключенных участвовали и эксперты Совета Европы. В связи с создавшейся ситуацией немало обвинений можно услышать и в адрес правозащитников. Свое несогласие с подобными утверждениями выразила глава Азербайджанского национального комитета ХГА Арзу Абдуллаева: “Мы не добивались выхода Азербайджана из состава СЕ, не хотели, чтобы страна столкнулась с санкциями. Мы лишь хотим, чтобы в Азербайджане были восстановлены и не нарушались права человека”.
По словам А.Абдуллаевой, правозащитники могут, используя свои связи и каналы в СЕ, отстранить от Азербайджана нависшие над ним санкции. Но для этого нужен хотя бы небольшой компромисс со стороны властей, которые упрямятся и во всем обвиняют правозащитные организации. Глава ХГА также высказалась за принятие обращения в адрес президента.
Известный правозащитник Исахан Ашуров считает, что раз уж власти подписались под обязательствами СЕ, то пусть изволят выполнить их. Кроме того, согласно новому Уголовному кодексу, за преступления И.Гамидова, Р.Газиева и А.Гумбатова полагается не пожизненное заключение, а 10-12 лет. В то же время И.Ашуров категорически отказался ставить свою подпись под обращением к президенту, так как это противоречит его принципам и убеждениям. В конце заседания была создана Рабочая группа, которая занялась составлением обращения в адрес президента. В ее состав вошли А.Абдуллаева. С.Годжаманлы, Ч.Ганизаде, А.Гулиев и другие.
…В беседе с нашим корреспондентом Ч.Ганизаде отметил, что назрела необходимость в проведении встречи правозащитников с президентом. По его словам, она должна быть нацелена на выработку компромиссного решения, которое может состоять в том, что власти принимают решение об освобождении политзаключенных, а правозащитные организации, в свою очередь, обращаются в ПАСЕ с просьбой не принимать санкций против Азербайджана. По словам Ч.Ганизаде, эту позицию разделяют 7 правозащитных организаций.
…Позиция Л.Юнус по поводу обращения правозащитников к Г.Алиеву была однозначной. “Я не могу подписываться под таким обращением, – подчеркнула “Эхо” глава ИМД, – это будет противоречить всему тому, чем я занимаюсь на протяжении последних лет”. По ее словам, в течение последних двух дней на нее со стороны отдельных правозащитников, в частности, президента Форума неправительственных организаций А.Гулиева, оказывалось давление с целью склонить главу ИМД к участию во встрече правозащитников.
Как утверждает Л.Юнус, на заседании предполагалось принять обращение к президенту и согласовать единый список политзаключенных, состоящий из двух частей, для отправки главе государства. В первой части должны были стоять имена тех, кого следует незамедлительно освободить, а во второй – чьи судебные дела необходимо пересмотреть. “Я отказалась участвовать во всем этом, поскольку считаю, что подобные действия противоречат закону”.
По словам главы ИМД, согласно действующему законодательству, вопросы определения виновности или невиновности любого гражданина, необходимости пересмотра дел тех или иных заключенных находятся всецело в компетенции судебных органов. В свою очередь глава государства обладает правом помилования осужденных. Правозащитники, считает Л.Юнус, не вправе вмешиваться в эти вопросы.
Внесла ясность директор ИМД и в вопрос о списках политзаключенных, которые составлялись для СЕ. “Наш список политзаключенных, – отметила Л.Юнус, – составлялся вместе с фондом Гаджимурада Сададдинова. При этом мы не указывали, что считаем ли мы необходимым кого-то освободить, а кого-то не освободить, но провести дополнительное разбирательство”.
По словам Л.Юнус, в списке всего лишь приводятся имена политзаключенных, а что с ними делать – уже задача властей. Руководитель ИМД называет происходящее “политической игрой”, что, с ее слов, не раз имело место в период усиления давления на Азербайджан со стороны международных организаций.
“Цель моей деятельности – торжество закона, – подчеркнула Л.Юнус, – и не надо на меня давить, что происходит на протяжении последних двух дней, и пытаться меня склонить, чтобы я поставила подпись под документом, который, по сути, противоречит закону”.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год