Бутафорский альянс

Н.АЛИЕВ, Р.БАБАЕВ, Р.ОРУДЖЕВ

В конце прошлого года наша газета уже сообщала о том, что сепаратисты Нагорного Карабаха, Приднестровья, Южной Осетии и Абхазии планируют создать свой военный блок. Вчера эта информация получила очередное подтверждение.

“Министр обороны” самопровозглашенной Республики Абхазия Владимир Миканба в интервью грузинскому агентству “Прайм-ньюс” не исключил, что четыре непризнанных государственных образования – Абхазия, Нагорный Карабах, Приднестровье и Южная Осетия создадут свой военный альянс.

По словам Миканбы, основой для сотрудничества, в том числе и в военной сфере, может стать общая политическая позиция непризнанных республик. “Приднестровье не соглашается с условиями, предлагаемыми Кишиневом, ни один армянин Карабаха не согласится на существование в составе Азербайджана, что касается Абхазии и Южной Осетии, то и они провозгласили свою независимость от Тбилиси”, – сказал он.

Миканба также отметил, что после создания альянса непризнанные республики смогут оказывать друг другу помощь при возникновении угрозы их интересам. В интервью “Эхо” “заместитель министра иностранных дел” Абхазии Даур Аршба, комментируя высказывание “министра обороны” заявил, что уже создан “консультативный совет, который предусматривает координацию действий по тем вопросам, где есть сходство интересов. Перед нами стоят одинаковые задачи – мы строим независимые государства.

Исходя из этого, мы координируем свои действия, проводим консультации и решаем различные вопросы, где есть соприкосновение интересов в плане внешней политики”. Что касается действий сепаратистов по оказанию друг другу поддержки в случае, если страны-доминионы пойдут на военный путь решения проблемы, то, по словам Аршбы, все будет зависеть от конкретной обстановки.

В этой связи “замминистра иностранных дел” Абхазии отметил, что два месяца назад, когда происходили боевые действия между грузинами и абхазами, Нагорному Карабаху, Приднестровью и Южной Осетии сухумское правительство даже направило некие заявления.

В Сухуми любят поговорить о том, что на стороне грузинских военных формирований в недавних боях в Абхазии участвовали люди разных национальностей. “Широко были представлены боевики из республик Северного Кавказа, и, насколько я помню, был, по-моему, гражданин Азербайджана”, – заявил Аршба. Некоторое время назад премьер-министр Абхазии Анри Джергения заявил о том, что в плен к сухумским властям попали представители разных национальностей, в том числе и азербайджанцы.

По словам Джергения, лица, которые воевали против Абхазии, будут осуждены военным трибуналом и им грозит смертная казнь. Аршба также подтвердил решимость Абхазии: “Они совершили агрессию против республики. Их деяния будут рассматриваться соответствующим образом”. Правда, “замминистра” затруднился ответить, есть ли среди пленных граждане Азербайджана.

Планы по созданию военного блока, судя по всему, добавляют сепаратистам уверенность в своих силах. Иначе, чем объяснить вчерашний демарш “Верховного совета Приднестровской республики”, который на заседании в Тирасполе предложил в ближайшее время рассмотреть вопрос – целесообразно ли участие Приднестровья в дальнейшем налаживании отношений с Молдовой в рамках конфедерации.

Между тем не вполне ясным остается вопрос о том, какую правовую подоплеку под намечаемое “четырехстороннее военное соглашение” собираются подвести главари непризнанных сепаратистских образований. Чем еще, как не пособничеством терроризму, можно будет квалифицировать признаваемую вооруженную помощь одних сепаратистов другим?

По мнению военного эксперта, экс-министра обороны Азербайджана Таджеддина Мехтиева, сами по себе эти четыре “республики” ничего не стоят. “За ними стоит Россия. Их заявления я всерьез не принимаю. У них нет ничего такого, чем бы они могли оказывать друг другу помощь. Единственно в какой-то степени они могут помочь друг другу живой силой. А так, у них у самих-то по 200-300 тыс. человек населения. Но у них нет танков, авиации и всего прочего. Все эти заявления для нас никакого значения не имеют, так же как для Грузии и Молдовы.

Тем более, что три наших государства реально сотрудничают в рамках ГУУАМ”. Примерно также отреагировал политолог Расим Мусабеков.

“Если взглянуть на карту, можно увидеть, что все эти непризнанные образования существуют не потому, что могут оказать помощь друг другу. Все прекрасно знают, что за сепаратистами в Карабахе стоит Армения, за сепаратистами в Абхазии стоит Россия, то же самое касается и Южной Осетии, и Приднестровья. Понятно, что именно эта поддержка является решающей, а все остальное – это бутафория. Все эти слова призваны лишь имитировать то, что они якобы что-то делают сами, а не только их прямые покровители. Это нужно только для того, чтобы мелькать в СМИ, не более того. Потому что они не располагают ни транспортной, ни военной авиацией для того, чтобы оперативно, или даже не оперативно, а хоть как-то перебрасывать эту поддержку. Я не исключаю того, что скажем 20 армянских диверсантов поедут и будут помогать абхазам, но степень влияния этой взаимной поддержки близка нулю. Вся эта акция рассчитана только на то, чтобы вызвать дополнительный раздражитель у сторон, с которыми они противоборствуют”.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: