С.АЛИЕВА
Летом прошлого года президент страны Гейдар Алиев издал указ о создании Национального совета по прессе, телерадио и Интернету (НСПТРИ) вместо ликвидированного Министерства по делам прессы и печати. Согласно указу НСПТРИ должен был осуществлять общественный контроль за соблюдением СМИ законодательства в этой области, регулировать отношения между госорганами и СМИ, а также устранять проблемы, возникающие в области обеспечения свободы слова и информации. Созданием Национального совета по прессе усиленно занялся президентский аппарат, но окончательного решения этот вопрос, похоже, не находил.
Как уже это принято в последнее время, все зависело от благословения Совета Европы. А эта международная структура наложила вето на создание Национального совета по прессе, телерадио и интернету.
О приостановлении действия указа президента о создании этого совета заявил вчера по телеканалу ANS заведующий общественно-политическим отделом президентского аппарата Али Гасанов. По его словам, СЕ не находит удовлетворительным регулирование одной структурой прессы, телерадио и Интернета. Согласно А.Гасанову, после принятия закона “О телерадиовещании” будет создан Совет по телерадио, который будет осуществлять государственное регулирование деятельности электронных СМИ. Что же касается прессы, то СЕ считает недопустимым осуществление над ней государственного контроля. В этом случае речь может идти лишь об общественном регулировании. В настоящее время идет работа по разработке его механизмов совместно с экспертами СЕ, заявил А.Гасанов.
А вот регулирование Интернета – вопрос времени, так как даже во многих развитых странах нет четкого механизма регулирования деятельности сети всемирной паутины. Председатель журналистского объединения “Ени Несил” Ариф Алиев приветствует решение о приостановлении процесса создания Национального совета по прессе, телерадио и Интернету. “Это самое верное решение, которое можно было бы принять. Очень хотелось бы считать его следующим шагом в том направлении, в котором мы движемся, начиная со второй половины декабря прошлого года”, – говорит А.Алиев.
По его словам, уже в процессе реализации указа президента были высказаны сомнения об уместности объединения в одном совете трех различных структур. Ведь по своей сути все они являются различными как по своей функции, так и по форме организации. Та часть указа, которая касалась телерадио, не вызывала особых нареканий, поскольку эта область везде регулируется государством. И это правильно, считает А.Алиев, так как речь идет о стратегических ресурсах и частотах.
А вот совет прессы во всех странах существует как общественная организация, не имеющая отношения к госбюджету и правительственным структурам. Поэтому назначение, утверждение членов Совета прессы, а также управление этими структурами находятся вне компетенции государства. То же самое касается и Интернета. Долгое время эти разногласия оставались разногласиями, пока все документы в виде пакетов не были направлены в СЕ. Однако практически те же самые нарекания они вызвали и у экспертов Совета Европы.
По словам А.Алиева, в настоящее время создана программа по созданию Совета прессы в Азербайджане. До сих пор этого не было, так как требовался определенный уровень подготовки и развития самой прессы. Кроме того, удалось заручиться поддержкой некоторых международных фондов, в том числе и СЕ, причем не только финансовой, но и методической. “Так что мы сейчас на стадии согласования стартовой позиции по реализации этого проекта”, – заявил председатель журналистской организации.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год