Зампред ПНФА о расколе в азербайджанской оппозиции

И.ЮСИФОГЛУ

В первые же дни 2002 года прошло несколько собраний и заседаний лидеров оппозиционных партий Азербайджана. В то же время проблемы и разногласия в среде оппозиции с наступлением нового года никуда не исчезли. Более того, очередная инициатива единения оппозиции, предпринятая в ноябре-декабре 2001 года, также потерпела фиаско. Вчерашний саммит показал, что противоречия в среде оппозиции достигли уровня антагонизма. Ситуацию в интервью “Эхо” комментирует зампред по политическим вопросам ПНФА (“реформаторов”) Фуад Мустафаев:

– Процесс анонсированного ранее единения оппозиции, по оценкам наблюдателей, проходит как всегда раздельно. К примеру, вчерашний саммит оппозиции так и не смог собрать все оппозиционные партии страны…

– Это был не саммит. Потому что партии, которые играют определяющую роль в политической жизни страны, в этом мероприятии не участвовали. Кроме того, часть участников также не подписала документы. Таким образом, встреча получилась встречей Исы Гамбара и Панаха Гусейнова в расширенном составе. Хотя сотрудничество Исы Гамбара с Расулом Гулиевым и Панахом Гусейновым выглядит сомнительно. Потому что И.Гамбар и П.Гусейнов предлагают диалог властям, а ДПА требует отставки президента страны… Если говорить о саммите, то он состоялся 26 ноября и 6 декабря, когда во встрече принимали участие почти все. В принципе попытка И.Гамбара и П.Гусейнова создать центр силы в несколько расширенном составе – их внутреннее дело. Упрекать их с нашей стороны было бы некорректно, и мы на это не претендуем.

Другое дело, у нас возникает вопрос: почему свой центр силы эти люди пытаются создать за счет хрупкого диалога оппозиции? Думаю, причина кроется в двух плоскостях. Первое – эти политики чувствуют себя в некотором одиночестве… Видимо, пытаясь что-то противопоставить объединению в формате “пятерки”, Демконгресса (реформаторского. – Ред.), они и предпринимают подобные шаги. Другая причина в том, что для единения оппозиции необходимо вначале устранить имеющиеся конфликты. Сегодня, когда заходит речь о проблемах, все обращаются к “Мусавату”. Большинство проблем в среде оппозиции инициировано партией “Мусават”…

– Ходят слухи о возможном объединении обоих лагерей ПНФА: “классиков” и “реформаторов”. Насколько реально преодоление раскола?

– Некоторые политические силы, в частности И.Гамбар и П.Гусейнов, при каждом случае указывают, что препятствием в объединении оппозиции является раскол в ПНФА. Оценку деятельности Мирмахмуда Фаттаева (лидер ПНФА (“классиков”) – Ред.) мы уже вынесли. Эта тема надуманна и вызвана позицией партии “Мусават”, которая копирует сегодня Гейдара Алиева, заявляя: “Объединяйтесь только вокруг меня”. Проблема воссоединения Народного фронта есть. Позиция руководства в этом вопросе однозначна. И на стадии раскола партии некоторыми членами ПНФА, кстати, тогда им активно помогали И.Гамбар и П.Гусейнов, мы выступали за то, чтобы ни один человек из партии не ушел. Наша позиция не изменилась, но руководство ПНФА выступает за объединение в рамках легитимных структур.

– А есть ли сегодня разногласия в самой “реформаторской” ПНФА?

– После событий 2000 года, когда некоторые члены партии покинули ПНФА, мы эту проблему уже преодолели. Кризис прошел. И сегодня абсолютное большинство партийцев поддерживают Али Керимли. Никакой угрозы целостности партии я не вижу.

– 14 января на Бюро ПАСЕ будет рассматривать целесообразность включения вопроса политзаключенных в Азербайджане в повестку сессии ПАСЕ. У ПНФА есть свой список политзаключенных и в нем 35 человек…

– К сожалению, власти Азербайджана заняли неконструктивную позицию в вопросе выполнения обязательств перед СЕ. С одной стороны, при вступлении в СЕ правительство обязалось рассмотреть вопрос политзаключенных. Однако после этого начало отрицать наличие политзаключенных в стране. Это было недальновидно, и сегодня мы пожинаем итоги этой политики. Мы считаем, что политзаключенных нужно освободить. Другое дело, кого можно считать политзаключенными, а кого – нет. Позиция ПНФА – в стране есть политзаключенные, но не в том количестве, в каком говорят. ПНФА не считает политзаключенными Рагима Газиева, Аликрама Гумбатова и Сурета Гусейнова. Мы считаем, что эти лица своей деятельностью нанесли ущерб национальным интересам Азербайджана. Двое из них – С.Гусейнов и Р.Газиев – непосредственно участвовали в госперевороте 1993 года. А.Гумбатов пытался расколоть Азербайджан. Эти лица виновны. Другое дело, мы никогда не возражали против того, чтобы дела этих лиц были вновь рассмотрены на суде.

– Вы не упомянули имени Искендера Гамидова?

– Да, вот именно его мы считаем политзаключенным. Так же, как Фараджа Гулиева и многих других. Мы полагаем, что они лишены свободы именно из-за своих политических убеждений.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: