Сколько стоит война?

Н.ГУЛИЕВА, Н.АЛИЕВ

У нас в последнее время поговаривают о войне. Оно, может, и правильно, поскольку мирные переговоры плодов не дают, и надежды на это слабеют. Но в этом контексте актуальным наряду с готовностью армии, международной обстановкой и пр. становится вопрос: а сколько стоит война? Мировые СМИ в связи с антитеррористической кампанией в Афганистане стали выяснять, во сколько обойдутся военные действия для различных стран мира.

В частности, как сообщила индийская газета “Миддей”, широкомасштабная война между Индией и Пакистаном может обойтись налогоплательщикам каждой из стран не менее чем в 300 млн. рупий (около 6,3 млн. долларов) в час. Военные аналитики этих государств предупреждают правительство, что “война, если она начнется, будет долгой и приведет к затяжному конфликту, который сегодня не могут позволить себе ни Дели, ни Исламабад”.

По подсчетам индийского военного аналитика Джасджита Сингха, за 49 дней военного конфликта с Пакистаном в Каргиле (штат Джамму и Кашмир) в 1999 году Индия потратила около 19 млрд. рупий (около 394,5 млн. долларов). Между тем “этот небольшой отрезок границы не составляет даже десятой части всей индийско-пакистанской границы”, – говорит он. Современные войны действительно обходятся дорого любому правительству. Только за первый месяц войны в Афганистане США заплатили 400 млн. долларов.

Продолжение кампании, согласно прогнозам, сделанным в ноябре, должно было стоить около 1 млрд. долларов в месяц. Эти данные были опубликованы в Scripps Howard. Правда, как считают эксперты, война в Афганистане – не самая дорогая военная кампания США. 78-дневная операция в Косово стоила около 3 млрд. долларов. Авиаудары в ней проводились гораздо чаще – “больше 8500 самолето-вылетов за два с половиной месяца”. На этом фоне сравнительно “дешевой” выглядит война в Чечне. По данным СМИ, она обходится России примерно в 1 – 2 млрд. долларов в год.

Что касается Азербайджана, то напомним, что доходная часть бюджета страны на текущий год составляет чуть больше 1 млрд. долларов, из которых всего 12,5% направлены на нужды армии. И вопросы: хватит ли этих средств для ведения полномасштабной военной операции в Нагорном Карабахе и в каком положении при этом может оказаться население Азербайджана, сегодня действительно актуальны. Ни один из экспертов по военным и экономическим вопросам, к которым мы обратились за комментариями, не согласился привести конкретные цифры. Причем как относительно военных действий, которые велись между Азербайджаном и Арменией в начале 90-х годов, так и возможных затрат на будущую кампанию.

В частности, экс-премьер-министр Азербайджана Панах Гусейнов считает, что ко всей финансовой информации относительно военных действий нужно относиться очень осторожно. При этом он подчеркнул, что для того, чтобы начать войну, власти наверняка мобилизуют все финансовые ресурсы страны, накопленные как в бюджете, так и в других резервных фондах.

Что касается кампании в 1992 – 1993 годах, то, по словам экс-премьера, в тех боевых операциях использовалось вооружение, которое досталось Азербайджану “в наследство” от бывшего СССР, и поэтому их стоимость не входила в общую сумму затрат. П.Гусейнов отказался назвать конкретные цифры, обосновав это тем, что подобная информация является государственной тайной. “Но даже с учетом того, что это, конечно, довольно крупная сумма, у Азербайджана есть достаточно экономических ресурсов, чтобы ее покрыть”, – считает экс-премьер.

По словам другого экс-премьера Азербайджана Али Масимова, чтобы вернуть оккупированные земли, конечно, средств госбюджета не хватит. И расходы на военные нужды необходимо увеличить уже сейчас, чтобы можно было вести определенную подготовку, в частности, “хотя бы закупить одежду для армии, решить вопрос с вооружением”. Как заявил А.Масимов, в его бытность премьер-министром “правительство находило финансы для военных целей, несмотря на то, что тогда госбюджет был еще скуднее”.

На вопрос, во сколько тогда обходился один день военных действий в Нагорном Карабахе, А.Масимов ответил, что “азербайджанскому народу сейчас нужно знать, не сколько денег требуется для войны, а за сколько дней мы сможем освободить наши земли”. Бывший министр обороны Азербайджана Таджеддин Мехтиев также затруднился назвать сумму затрат при возможном начале военных операций в Нагорном Карабахе.

“Все зависит от условий, в которых будут идти боевые действия”, – отметил он. При этом он предположил, что скорее всего затраты Азербайджана будут меньше той суммы, в которую, по утверждению СМИ, обходится России чеченская война. Если, конечно, Армения использует количество единиц вооружения в рамках флангового ограничения, установленного после распада СССР для закавказских республик в равноправном объеме.

Но это маловероятно, с учетом скандального подарка, сделанного Россией Армении в 1997 году в виде оружия на 1 млрд. долларов. По словам Т.Мехтиева, прежде чем начать боевые действия, госорганы проводят точные расчеты требуемых финансовых ресурсов с учетом сведений, полученных военной разведкой, и стратегическим планом ведения боевых операций. И война начинается только после того, как будут готовы запасы продовольствия (как для обеспечения армии, так и для мирных жителей), топлива и др. ресурсов. В принципе отказ бывших чиновников называть какие-либо точные цифры “стоимости” боевых операций в начале 90-х в Нагорном Карабахе вполне понятен.

В этом случае им пришлось бы раскрыть и источники обеспечения армии всем необходимым, так как официальных бюджетных средств, как они сами признают, на это явно не хватало. Как отмечают независимые эксперты, в настоящее время в Азербайджане имеется достаточно финансовых ресурсов для ведения войны с Арменией, но “войны честной, без тайной помощи других стран”. Так, по всем показателям, экономика Азербайджана во много раз превосходит армянскую, и финансов у нас больше, чем у них.

Другой вопрос, что начало боевых действий может очень негативно отразиться на экономическом развитии нашей страны. Почти во всех крупных контрактах с Азербайджаном, как в нефтяной, так и ненефтяной сфере, есть пункт о так называемых форс-мажорных обстоятельствах, при которых зарубежная компания имеет право приостановить свою деятельность в стране без выплаты компенсации.

И если военные действия создадут определенный риск для работы этих компаний и они решат свернуть свою деятельность, то это приведет не только к многомиллионным убыткам, но и замораживанию процесса развития экономики. Ведь до сих пор главным козырем азербайджанского правительства на переговорах с иностранными инвесторами была стабильность политической ситуации в стране. Так что, с одной стороны, начав войну, Азербайджан в некоторой степени рискует своим экономическим будущим.

Правда, по мнению экспертов, в Армении война приведет к полному краху экономики, и на восстановление ей потребуется намного больше времени, чем Азербайджану. “Так что мирное урегулирование конфликта, прежде всего в ее экономических интересах”, – заключают эксперты.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: