Р.БАБАЕВ, Х.ИСМАЙЛОВА, М.БАГИРОВ
8 января в Суде по тяжким преступлениям завершился закрытый судебный процесс над гражданином Азербайджана Тельманом Исмайловым, который обвинялся в шпионаже в пользу Ирана. Подсудимый проходил по статье 274 (измена родине) Уголовного кодекса Азербайджанской Республики. Судебная коллегия признала Т.Исмайлова виновным в инкриминируемых ему антигосударственных действиях и вынесла в отношении его приговор – 11 лет лишения свободы.
Как следует из обвинительного акта, попавшего в распоряжение “Эхо”, уголовное дело в отношении Т.Исмайлова было возбуждено после того, как управление контрразведки Министерства национальной безопасности Азербайджана направило в прокуратуру материалы допроса Исмайлова. 27 июля 2001 года был задержан как подозреваемый, а на следующий день в его отношении было возбуждено уголовное дело.
Во время следствия выяснилось, что Т.Исмайлов, находясь в сентябре-октябре 2000 года в поселке Асландуз Парсабадского вилаята Исламской Республики Иран (ИРИ), был завербован сотрудником Парсабадского отделения Министерства информации и безопасности “Этелаат” Ягубом Мухаммеди. С целью личного обогащения он дает согласие на сотрудничество с иранскими спецслужбами.
Правда, официальным мотивом сотрудничества Т.Исмайлова с иранской контрразведкой стало желание “создания свободного Азербайджанского государства”. В первые же дни Ягуб Мухаммеди ввел подопечного в курс дела. Понятно, что речь шла о добыче определенных сведений, представляющих интерес для “Этелаат”.
Конкретно, как говорится в обвинительном заключении, на протяжении всего этого времени по июль 2001 года включительно Т.Исмайлов в ущерб государственной безопасности и обороноспособности Азербайджана передавал в “Этелаат” сведения о сотрудниках исполнительной власти и административных органов Физулинского района (прифронтового. – Авт.); численности личного состава и точные координаты погранзастав на южных рубежах Азербайджана; информацию о возможном создании на территории Азербайджана военных баз США и Израиля; осуществлял сбор издаваемой в стране литературы военного характера (журнала “Херби билик” и газеты “Азербайджан ордусу”); предпринимал меры по доставке в Иран лиц, представляющих интерес для ИРИ. Добытые сведения шпион передавал Я.Мухаммеди близ поселка Асландуз.
В ноябре 2000 года Т.Исмайлов совершает очередной вояж в Иран. С соблюдением всех тонкостей конспиративной работы иранский шпион под покровом ночи встречается со своим “наставником” на автомобильной дороге, ведущей из поселка Асландуз в город Джульфа. Приблизившись к белому автомобилю “Пейкан”, Т.Исмайлов передал Я.Мухаммеди привезенную из Азербайджана военную периодику.
Сотрудник “Этелаат” остался доволен исполнительностью Т.Исмайлова и выдал ему в качестве вознаграждения некоторую сумму денег в свободно конвертируемой валюте. На “прощание” Мухаммеди наказал Исмайлову продолжить скупку военной литературы, а также дал подопечному новое задание, которое заключалось в сборе информации о должностных лицах исполнительной власти и административных органов Физулинского района.
Примерно через месяц, во время следующей конспиративной встречи, Тельман Исмайлов сообщил сотруднику отделения “Этелаат” имена председателей ИВ Физулинского района, поселка Горадиз, деревень Ахмедалылар, Газахлар, Молламагеррамлы, а также имя начальника отделения полиции Физулинского района. Однако добытая шпионом информация не устроила Я.Мухаммеди.
Дело в том, что Исмайлов не сумел раздобыть информацию о начальнике районного отделения МНБ и главном прокуроре Физулинского района. Впрочем, это упущение не особо сказалось на “заработках” Тельмана. И в этот раз шпион не забыл передать Я.Мухаммеди свежие номера газет и журналов. Очередное задание иранского агента включало в себя добычу сведений о приграничных с Ираном азербайджанских погранзаставах, количестве пограничников, их вооружении и так далее.
В феврале 2001 года Тельман Исмайлов поставляет Ягубу Мухаммеди эту информацию. На этот раз иранец сообщает, что его командование интересуется сведениями о подразделениях азербайджанской армии. Мухаммеди предлагает своему агенту за большое вознаграждение завербовать в Баку офицера и под любым предлогом выманить последнего на территорию ИРИ. Вернувшись домой, Тельман Исмайлов встречается с бывшим сослуживцем, офицером запаса, и между прочим задает ему вопросы о различных армейских подразделениях.
Таким образом, изменник родины пополняет свои знания о “корпусе”, “бригаде” и других структурных единицах азербайджанской армии, чтобы затем передать эти сведения иранским спецслужбам. Шпион попытался также убедить своего собеседника отправиться вместе с ним в Иран, чтобы поработать преподавателем в военных заведениях.
При этом Т.Исмайлов пообещал своему бывшему сослуживцу финансовое благополучие и квартиру в Иране. Однако офицер в запасе отказался от “заманчивого” предложения. В конце марта 2001 года Тельман Исмайлов в очередной раз передает иранской контрразведке необходимые сведения. Видимо, руководство “Этелаата” решило повысить зарплату Ягубу Мухаммеди за успехи на азербайджанском направлении – в этот раз на конспиративную встречу иранец приехал на новенькой “Тойоте”.
Теперь Мухаммеди потребовал от Исмайлова информации о возможном создании на территории Азербайджана военных баз США и Израиля. В конце июня Исмайлов приезжает в Иран “ни с чем”. Ему оказалось не под силу в одиночку добраться до секретов американцев и израильтян, а также до органов нацбезопасности Азербайджана. Однако “наставник” был неумолим и оставил в силе прежнее задание, дав указание во что бы то ни стало доставить в Иран азербайджанского офицера… В июле 2001 года Тельман Исмайлов был задержан сотрудниками билясуварского контрольно-пропускного пункта. Во время таможенного досмотра у него в багаже были обнаружены свежие выпуски журнала “Хэрби билик” и газеты “Азербайджан ордусу”…
В ходе следствия Т.Исмайлов показал, что с 1992 года занимался бизнесом, в частности, закупал различные товары в Иране. Так он познакомился с жителем поселка Асландуз Парсабадского вилаята Авазом Дюлусгаром. В последующие годы Тельман часто останавливался у него дома.
В сентябре 2000 года, по показаниям Т.Исмайлова, он познакомился на территории поселкового базара с Ягубом Мухаммеди, который попросил привезти для него из Азербайджана женскую и мужскую одежду. Иранец предложил незадачливому азербайджанскому бизнесмену выпить за встречу в близлежащем кафе, где “ухитрился заставить” Тельмана написать свое полное имя на листе бумаги и поставить на чистом бланке подпись.
Попросив оставить “автограф” на память, Ягуб спрятал бумагу в карман. Со слов Т.Исмайлова, во время следующего визита в Иран он передал Мухаммеди одежду. Ягуб предложил ему встретиться спустя несколько часов – дело близилось к ночи. Во время ночной беседы иранец попросил Т.Исмайлова в следующий раз привезти с собой военную периодику. На вопрос Тельмана, зачем ему это нужно, Ягуб ответил, что является членом партии доктора Махмудали Чехрагани, деятельность которой преследуется иранскими госструктурами. Одной из основных целей этой партии, как сказал Ягуб, является создание “единого Азербайджана путем слияния южных и северных территорий”.
Через несколько недель Ягуб Мухаммеди признается Тельману Исмайлову, что является сотрудником Парсабадского отделения министерства информации и безопасности “Этелаат”. Что, однако, как следует из вышеописанного, не заставило Тельмана Исмайлова прекратить отношения с этим человеком…
Учитывая, что Т.Исмайлова задержали в момент обострения азербайджано-иранских отношений по поводу инцидентов на Каспии (июль 2001), наверное, было бы неуместно задаваться вопросом – зачем иранской стороне сведения об азербайджанской армии, административных органах района, находящегося в зоне сопрокосновения с армянскими формированиями, погранзаставах и т.д. Тем не менее “Эхо” обратилось за комментариями в посольство Ирана. Однако пресс-секретарь представительства Иззетулла Джалали заявил о том, что посольство “не отвечает на сфабрикованные документы и обвинения”.
– Но ведь суд доказал достоверность этих фактов?
– Это все фальшивка.
– Будет ли посольство официально выражать протест по поводу судебного процесса?
– Посольство готово ответить на все вопросы, если только они будут заданы через МИД.
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год