Ч.МАМЕДОВ
Пресс-конференция главы МИД Армении Вардана Осканяна, о которой наша газета сообщала во вчерашнем номере, можно отнести в разряд из ряда вон выходящих. По сообщению “Арминфо”, министр назвал минувший год “переломным” в развитии отношений Армении с Европейским союзом. Но что небезынтересно, глава армянского внешнеполитического ведомства к числу таких “переломных” моментов отнес и “серьезный прогресс” для Армении в рамках реализации проекта ТRАСЕСА.
По словам министра, в прошлом году был принят новый вариант карты ТRАСЕСА, включающий разблокирование железнодорожного и автомобильного сообщения на армяно-турецком маршруте Гюмри – Карс, предложенный армянской стороной. Еще более сенсационно прозвучало его сообщение о том, что эксперты программы ТRАСЕСА завершили разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) восстановления железнодорожного сообщения по маршруту… Баку – Нахчыван – Ереван(?!).
Как удалось выяснить “Эхо”, управление Азербайджанской государственной железной дороги (АГЖД) находится пока в полном неведении относительно проекта значительного (за последние почти 10 лет) и скорого расширения географии своей деятельности. Тем не менее в бакинском офисе секретариата ТRАСЕСА “Эхо” факт подтвердили. Более того, оказывается, проект, призванный данный связать железнодорожным сообщением столицы двух закавказских государств (Баку и Ереван), находящихся на данный момент фактически в состоянии войны, – уже профинансирован в числе 16 проектов (общей стоимостью 31 млн. евро), утвержденных совсем недавно на внеочередном заседании ТRАСЕСА в Тбилиси. Так что Вардан Осканян на этот раз не блефовал.
Пожалуй, самое удивительное во всем этом то, что подробная информация о “новом этапе” азербайджано-армянского транспортного сотрудничества не попала в азербайджанские СМИ, хотя о других незначительных проектах, также утвержденных на упомянутом заседании ТRАСЕСА, кое-что и мелькнуло. Собственно, армянский “транспортный аппетит” пришел, что называется, во время еды. А разгорался он еще на сентябрьской (1998 год) Международной конференции по восстановлению Великого шелкового пути, которая собрала в Баку до 700 представителей из более чем 30 стран Европы и Азии, а также 13 международных организаций, включая ООН, ОБСЕ, Евросоюз и Совет Европы.
Именно на этой конференции тогдашний премьер-министр Армении Дарбинян заявлял, что “искусственные попытки изолировать какую-либо из стран региона от общих программ ТRАСЕСА не способствуют реализации имеющегося потенциала сотрудничества. И… тут же, не откладывая дела в долгий ящик, предложил от имени Армении проложить железнодорожный маршрут от грузинских портов Поти и Батуми в Нахчыванскую АР и затем через иранскую Джульфу в Тегеран и дальше – по направлению к Центральной Азии и странам Персидского залива.
Дальше – больше: в лучших армянских традициях представительным участникам конференции ненавязчиво было предложено просчитать все возможности строительства новой автомагистрали Ереван – Тбилиси, “чтобы соединить сеть автомобильных дорог Армении с магистралью, ведущей через порты Каспия в Азию”. Стоит учесть, что только за первое пятилетие существования TRACECA Европейская комиссия в рамках программы помощи новым независимым государствам (ННГ) разработала и осуществила свыше 20 про
ектов технического содействия на общую сумму в 50 млн. экю и 5 инвестиционных проектов (20 млн. экю) по реабилитации транспортной инфраструктуры стран – участниц программы. Европейский банк взялся профинансировать разработку капитальных проектов портов, железных и автомобильных дорог по всему маршруту TRACECA. По последним данным, уже более 50 государств осуществляют перевозки по трансевроазийскому коридору, пользуясь услугами таких мировых грандов контейнерных перевозок, как компании “Си-Ленд”, “Вилли Бете”, “Мерфи” и другие.
Никто не спорит, что разблокирование железнодорожного сообщения между Азербайджаном и Арменией выгодно не только этим государствам, но и другим странам СНГ. В частности, согласно выкладкам аналитиков Экономической комиссии ООН для Западной Азии (ЭКЗА), сокращение расходов на обходные маршруты, соединяющие постсоветское пространство со странами Восточного Средиземноморья и бассейна Персидского залива, позволит России и другим странам СНГ ежегодно экономить на транзите до 300 млн. долларов.
По самым приблизительным оценкам зарубежных экспертов, суммарные доходы стран Закавказья только от транзитных перевозок на маршруте “Север – Юг” может достигнуть к 2004 – 2006 гг. 500 млн. долл., а России, Турции и Ирана – до 250 млн. долл. Но все это – с экономической точки зрения.
А как быть с заявлениями азербайджанских государственных деятелей: пока армяне не освободят оккупированные азербайджанские земли – ни о каком экономическом сотрудничестве Азербайджана с Арменией и речи быть не может? Остается предположить, что международные организации решили пойти на эксперимент: мол, политики не договорились – теперь слово за экономикой…
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год