Г.МИКАИЛЗАДЕ, З.РАСУЛЗАДЕ
Отношение общества к трансплантации человеческих органов неоднозначно. Наряду с пониманием вопроса не утихают и голоса скептиков и ханжей, акцентирующих внимание на криминальных аспектах этой проблемы. Этот вопрос не находит должного понимания и на государственном уровне, оставляя пробелы в законодательстве.
В то же время наши соотечественники вынуждены обращаться за помощью в зарубежные медицинские структуры. Благо, если у кого-то есть средства на дорогостоящие операции, остальным же нуждающимся остается либо умирать, либо выставлять в интернете объявления в разряде “SОS”.
Как сообщил нам информированный источник в медицинских кругах, чаще всего наши сограждане пытаются найти спасение, выезжая в Турцию, Иран, Россию, страны Запада, где цена одной почки колеблется в пределах 15-20 тысяч долларов, в зависимости от договора, заключенного между клиникой и частным лицом.
При этом характер операции таков, что нельзя предвидеть ее исход. Пересаженная почка у “нового хозяина” может вызвать осложнения, вплоть до отторжения органа. Самые сложные операции в этом направлении осуществляются в США, но их стоимость исчисляется уже на миллионы долларов.
В странах Запада в официальном порядке разрешено трансплантировать органы тем, кто в этом нуждается. В Азербайджане, еще в 1972 году начали практиковать в этом направлении: в Институте урологии Азербайджана под руководством академика Мири Джавадзаде проводилась трансплантация почек. Но операции подобного характера требуют серьезной финансовой базы, необходимого и весьма дорогостоящего оборудования, расходных материалов, медикаментов.
Тот же источник отметил, что основные направления пересадки органов – это трансплантация роговиц глаз, печени и почек, но насколько это имеет место в Азербайджане – реальную картину представить сложно. В то же время известно, что подобные операции осуществляются и на нелегальном уровне.
Интересны данные, представленные российским ученым М.Каабаком: в настоящее время в России функционируют около 10 центров по трансплантации почек, но проблема не теряет остроты. Донором становятся, как правило, погибшие, чаще всего в результате травмы. В некоторых странах производят и пересадку почки от родственника, с его согласия.
Аналогичный центр для детей также был создан в России еще в 1991 году. Дети попадают сюда с различными диагнозами – пороки развития, отсутствие почки, приобретенные заболевания, прекращение деятельности почек. К сожалению, большинство таких детей умирает, им даже не успевают поставить диагноз. В Центре трансплантации ежегодно осуществляются всего 10-20 таких операций. А в масштабах России ежегодно отказывают почки у 500-750 человек в среднем. В Азербайджане такую информацию получить сложно.
В то же время, согласно данным, представленным президентом Ассоциации студентов-медиков Азербайджана Орханом Ибрагимзаде, число претендующих на донорские органы постоянно прогрессирует. Их данные заносятся в лист ожидания. Если в начале 90-х годов в той же России сроки ожидания составляли от 2 до 4 месяцев, то теперь – один-два года.
Есть и другие сложности. Прежде всего, это наличие совместимости донорского органа с широким кругом больных, зафиксированных в листе ожидания, далее адаптация и послеоперационное лечение, которое требует серьезных финансовых средств. Помощь государства в поддержании медикаментами тоже практически сведена к нулю.
В случае отказа почек большинству пациентов применяют гемодиализ – больного подключают к специальной, очищающей кровь машине (искусственной почке). Стоимость расходных материалов на эту процедуру оценивается от 10 до 20 тысяч долларов в год, но государство не в состоянии обеспечить эти расходы. И вновь приходится задействовать собственные средства, у кого они есть, остальным же приходится искать спонсора. Так что, именно государство оказывается в списке самых неимущих, особенно в столь больном вопросе?
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год