И.ЮСИФОГЛУ, Ш.АББАСОВ
Вопрос политзаключенных в Азербайджане пока не будет обсуждаться на пленарном заседании ПАСЕ, но его рассмотрит Бюро ПАСЕ. Таков итог восьмичасовых дебатов 7 января в Комитете по правовым вопросам и правам человека ПАСЕ. Более подходящее название прошедших диспутов, как заявил “Эхо” один из свидетелей обсуждений в Париже “Жорж Клерфайт, против делегации Азербайджана.
Напомним, что Клерфайт выступал как докладчик ПАСЕ по вопросам выполняемости Азербайджаном обязательств перед Советом Европы, и в первую очередь по проблеме политзаключенных. Как заявил 7 января докладчик ПАСЕ, именно последнее обязательство Азербайджан не выполняет.
Само заседание прошло скандально. Как сообщил по возвращении в Баку, член делегации Азербайджана в ПАСЕ Самед Сеидов, большинство членов Комитета выступили за принятие в Совете Европы резолюции о безоговорочном освобождении всех политзаключенных. В ответ Сеидов озвучил заявление протеста азербайджанской делегации, после чего Самед Сеидов, Гюльтекин Гаджиева и Али Гусейнов демонстративно покинули зал. Эти действия заставили председательствующего на заседании смягчить позицию и перенести обсуждение проблемы в Бюро ПАСЕ.
По данным “Эхо”, Клерфайт привел на заседании ПАСЕ 5-6 списков политзаключенных в Азербайджане. Цифры предполагаемых политзаключенных в этих списках – от 11 до 500 человек. Это отметили и члены Комитета, возразившие докладчику: “Как можно требовать освобождения людей, имена которых вам кто-то просто передал. И как вы можете ручаться за то, что это действительно политзаключенные?”
Позицию азербайджанских представителей поддержали делегации Польши, Франции и Турции. Они отметили, что официальный Баку выполняет требования и в этой сфере наблюдается существенный прогресс. Один из членов французской делегации отметил, что доклад Клерфайта “очень сумбурный”. “Во-первых, – сказал он, – давайте определим критерии определения политзаключенный, а во-вторых – число этих заключенных”.
Вначале, после первого выступления Клерфайта, мнения членов Комитета разделились. Перевеса, необходимого для включения вопроса политзаключенных в Азербайджане в повестку дня пленарного заседания ПАСЕ, Клерфайт не достиг. Выступления членов азербайджанской делегации источник охарактеризовал как “взвешенные и обоснованные”.
“Однако повторное выступление Клерфайта придало процессу другое направление”, – сообщил источник.
Отметим, что в Бюро ПАСЕ, в который и передан “наш вопрос” входят глава ПАСЕ Рассел Джонстон, его заместители, а также главы политических фракций ПАСЕ. До начала сессии – 24 января, пройдут два заседания Бюро ПАСЕ – 14 и 21 января, однако неясно, на каком из них эта проблема будет обсуждена.
Обсуждения в Бюро, по мнению директора Правозащитного центра Азербайджана (ПЦА) Эльдара Зейналова, означают прежде всего “усиление давление на власти Азербайджана в вопросе соблюдения прав человека”.
Если Баку не сможет “закрыть” вопрос в Бюро, то он выходит на уровень пленарного заседания ПАСЕ. Отметим, что ПАСЕ – консультативный орган и принимает рекомендации, которые ложатся в основу конкретных сфер деятельности Совета Европы. Кроме того, ПАСЕ, сообщил Э.Зейналов, правомочна создать даже специальную комиссию по проблеме политзаключенных в Азербайджане.
В ходе дебатов 7 января в Париже Клерфайт потребовал также немедленного освобождения “символической тройки” политзаключенных: Аликрама Гумбатова, Рагима Газиева и Искендера Гамидова. Как полагает директор ПЦА Э.Зейналов, помилование некоторых политзаключенных до пленарного заседания ПАСЕ позволит избежать обсуждений в этой европейской структуре. А значит, изменит расклад в преддверии обсуждений в СЕ выполняемости обязательств Азербайджана перед этой структурой.
Настроение у официального Баку в связи с этим, довольно пессимистичное. По мнению его представителей, пожелавших не называть своих имен, Бюро ПАСЕ скорее всего тоже поддержит проект резолюции с формулировкой “о безоговорочном освобождении политзаключенных”. А это означает усиление давления на Азербайджан в вопросе прав человека и, естественно, не может не отразиться на имидже нашей страны в преддверии годовщины вступления в Совет Европы…
Из архивов газеты ЭХО, 2002 год