Пакистан и Индия начали дипломатическую войну

НУРАНИ

Напряженность на границе Индии и Пакистана продолжает расти. Дипломатические отношения двух ядерных государств оказались на грани разрыва. Похоже, под флагом борьбы с терроризмом власти Индии решили свести счеты со своим старым противником. Как заявил в Дели министр внутренних дел Индии Лал Кришна Адвани, его страна будет вести “решительную” борьбу с Пакистаном, который в Дели по традиции обвиняют в поддержке терроризма. По словам индийского министра, после трех войн с Индией Пакистан продолжает вести скрытую войну, которая достигла своего апогея во время атаки на индийский парламент 13 декабря.

В Дели уже заявили о введении против Пакистана дипломатических санкций. Из Исламабада отозван посол Индии. Кроме того, в Индии объявлено о том, что с 1 января приостанавливается все автобусное и железнодорожное сообщение через границу, а пакистанским гражданским самолетам закроется доступ в воздушное пространство Индии.

Ответ Пакистана не заставил себя долго ждать. “Правительство Пакистана крайне разочаровано такими шагами, поскольку это создает атмосферу еще большей напряженности в и без того непростых отношениях между двумя странами”, – заявил официальный представитель МИД этой страны. И тут тоже Исламабад запретил самолетам индийских авиакомпаний использовать воздушное пространство Пакистана для полетов в третьи страны. Для индийских дипломатов будут введены ограничения на передвижение по стране.

По информации The New York Post, официальный представитель военного ведомства Пакистана, бригадный генерал Мохаммад Якуб, заявил, что конфронтация вокруг Кашмира и по другим вопросам “столь взрывоопасна”, что даже “самый маленький инцидент может привести к цепной реакции, которую никто не сможет удержать под контролем”. По его словам, полномасштабная война между двумя странами приведет к “ужасающим последствиям для всего мира”. “Если любая из сторон посчитает,- отметил генерал, – что ей угрожает смертельная опасность, то без колебания сможет применить ядерное оружие”.

Однако риск полномасштабного ядерного конфликта власти Индии не останавливает. Индийский министр обороны Джордж Фернандес заверил, что через несколько дней передислокация войск будет закончена, и Индия готова к любому развитию событий, хотя и предпочитает дипломатическое разрешение ситуации.

Между тем генерал пакистанской армии Рашид Кереши призвал Дели не размещать на границе ядерное оружие. Как пишет в пятницу paknews.com, пакистанские власти полностью исключают какое-либо ядерное нападение на Индию. Кереши заявил, что Индии известно, что Пакистан может ответить на любые военные действия, однако, по его словам, наличие ядерного оружия должно оставаться лишь сдерживающим фактором.

Страсти на Среднем Востоке пытаются успокоить соседи. По последним данным, Китай, Бангладеш и генеральный секретарь ООН Кофи Аннан уже обратились к обеим странам с призывом проявить сдержанность. Госсекретарь США Колин Пауэлл, как сообщают, дважды разговаривал по телефону с президентом Пакистана Мушаррафом и дважды – с министром иностранных дел Индии Джасвант Сингхом. Специальное заявление приняли министры иностранных дел “большой восьмерки”.

Между тем пакистанское информационное агентство Paknews передало, что 27 декабря наблюдатели отметили передвижение китайских войск вдоль индийско-китайской границы, причем, как указывает агентство, информация поступила из индийских источников.

Теоретически, конечно, существует вероятность, что Китай просто готовится к “непредвиденному развитию событий”, тем более что Пекин уже выразил “опасения, связанные с эскалацией конфликта между двумя ядерными державами”, и призвал к “диалогу во имя сохранения мира в регионе”. Похожим образом поступил, кстати говоря, и СССР во время “Бури в пустыне”, когда в состояние повышенной боевой готовности приводились военные округа в прилегающих регионах СССР, в том числе и Закавказский.

Тем не менее аналитики обращают внимание и на то, что передвижение китайских войск вдоль индийской границы было замечено на следующий день после того, как в Китае с официальным визитом побывал президент Пакистана Мушарраф. Китай в кашмирском вопросе поддерживает не Индию, а Пакистан. Плюс ко всему отношения Китая с Индией тоже трудно назвать блестящими: в 1965 году между этими странами разгорелась полномасштабная война. Даже выдвигая на боевые позиции первые ракеты “Притхви”, еще в середине девяностых годов, Индия официально заявляла, будто бы они предназначаются для ударов по целям в Китае, а не в Пакистане. Пакистанские же дипломаты, опровергая подобные объяснения индийской стороны, отрицали не саму возможность конфликта Дели и Пекина, а подчеркивали то, что в зоне досягаемости “Притхви” на китайской территории просто нет заслуживающих внимания целей.

Конечно, разведданные о передвижении войск – это еще далеко не повод говорить о возможности вмешательства Китая в конфликт Индии и Пакистана. Однако, как ни парадоксально это звучит, даже намек на возможность вмешательства Китая в конфликт может оказать стабилизирующее действие на ситуацию. Шансы Индии на победу в этом случае падают до нуля, перспектива войны на два фронта тоже не выглядит особо привлекательной, и если учесть, что именно Индии принадлежит “стратегическая инициатива” в развязывании нынешнего кризиса, то шансы на разблокирование ситуации, если в Китае вслед за передвижением войск вдоль границы предпримут более конкретные шаги, вовсе не выглядят такими уж призрачными. Если, конечно, Дели хватит здравого смысла.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год


Метки: