Рауф Талышинский
Накануне Нового Года хочется сказать что-нибудь хорошее. Констатировать какие-нибудь положительные тенденции. Вдохнуть так сказать оптимизм. Тем более, что поводы есть. Например, как раз перед Новым Годом и выяснилось, что жить становится все лучше. Во всяком случае, денежная масса в стране выросла на 12-15 процентов. Эту массу, правда, большинство населения особенно не ощущает. Во всяком случае она на людей не давит. Больше того, все ее ищут, эту массу, но никак разглядеть не могут. Хотя это не значит, что этой массы нет. Радиоволны мы тоже не ощущаем.
Так что, сомнений в том, что эта масса существует, нет. Просто, вероятно, она где-то в таких местах, где ее большинству людей не видно. И там же она, вероятно, и растет такими впечатляющими темпами. Может быть, если бы она была на виду, она бы так и не росла. И причин для оптимизма и удовлетворения было бы меньше. А так, знаешь, что растет и чувствуешь себя значительно лучше.
Правда, как-то много всего подоспело именно к Новому Году. Читательница говорит: “Прочитала номер вашей газеты, и создалось ощущение, что жизнь рушится”. Может, действительно, создаться такое ощущение. Льготы отменили. Barmek намерена в принудительном порядке осчастливить всех своими электросчетчиками за 50 долларов. На военную службу будут призывать теперь не до 27 лет, а до 35 лет. Возможно поэтому и народное ликование в связи со сменой портрета Расулзаде на нефтяную вышку оказалось не столь сильным, как можно было ожидать.
Но такие настроения от неправильной точки зрения. Очень много вообще зависит от того, с какой точки смотреть на жизнь. И если смотреть с правильной – то получается, что жизнь улучшается. Министр труда и социальной защиты недавно очень интересно подметил, что проблему замены льгот на компенсации каждый понимает в меру своей испорченности.
Действительно, если вдуматься, что такое льготы? Условность. А компенсации – живые деньги. На них можно пойти и свободно купить что-нибудь полезное. Шнурки для ботинок, например, или пирожок с мясом.
И почему такой шум вокруг электросчетчиков? И не говорят ведь, что дорого. Что за 12 долларов бы купили. Говорят: “Вообще не будем покупать. Ни за какие деньги”. А если телевизор предложат за 50 долларов, большинство задумается, а половина купит. А если автомобиль за эту же сумму – я думаю, купят очень многие. Так что, со счетчиками, дело не в цене. А в точке зрения.
И проблема в том, что точки зрения у нас у всех все время расходятся. Не у всех, например, хватает культурного уровня и кругозора порадоваться тому, что стратегические валютные резервы достигли суммы 1 миллиард 186 миллионов долларов. Или тому, что в будущем году Таможенный комитет соберет на 100 миллиардов манатов пошлин больше, чем в этом.
Или, например, в политике. Если митинг, так непременно митинг протеста. Забыли уже все, что можно провести и митинг всенародной поддержки. Неужели нечего поддержать? Многие, например, в последние дни в частных разговорах отмечали, что стоит хорошая погода. Почему бы не выразить по этому поводу удовлетворение публично, в массовом порядке?
Что я хочу сказать, так это то, что нам не хватает того, что называют “позитивным мышлением”. Негатив застилает глаза. И от того не видно ростков, которые в Новом Году могут дать всходы. Не хватает в массах сопричастности к государственным делам. А ведь именно такая сопричастность и рождает тот самый оптимизм, который так полезен к Новому Году.
Так, что я повторяю свой вопрос: “Ура?”
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год