Что дарят друг другу “сильные мира сего”?

Х.Исмайлова

Под новый год Милли меджлис принял в первом чтении новый законопроект “О борьбе с коррупцией”. В законопроекте регулируются разные аспекты деятельности чиновников. В том числе и подарки. Проект гласит: государственные служащие не имеют права получать подарки дороже 60 условных денежных единиц (70 долларов).

А какие подарки получают наши чиновники и что они дарят своим зарубежным коллегам? Что это происходит, очевидно, поскольку обмен подарками – часть дипломатического протокола. И еще: куда деваются эти подарки? Например, в США администрация представляет конгрессу отчет о полученных от государственных деятелей других стран подарках. Более того, все подарки, даже портящиеся продукты, сдаются в архив и кодируются. Во всех отчетах дается полная аннотация подарка.

Кстати, в отчете прежней вашингтонской администрации, в частности, есть записи и о подарках, сделанных азербайджанскими коллегами. Например, министр обороны Азербайджана Сафар Абиев как-то подарил председателю комитета начальников штабов генералу Генри Шелтону декоративную шпагу, которую оценили в 300 долларов. А министру обороны Уильяму Коэну Абиев подарил уже золотую шпагу длиной в 35 дюймов. Однако и она была оценена в 300 долларов.

Американский министр обороны получил от президента нашей страны Гейдара Алиева коробку, в которой лежали 10 банок икры, 2 бутылки бренди, 2 бутылки шампанского и столько же вина. Эти продукты, стоимость которых определена в 390 долларов. Все это (включая икру!) тоже хранятся в архиве.

Картина, написанная маслом кисти Мирисмаила Джафарова, оценена в 325 долларов. Ее подарил Уильяму Коэну президент Азербайджана в 1999 году. В разное время Алиев дарил госсекретарю США Мадлен Олбрайт 2 красных коврика ручной работы, а также два больших ковра. Все они хранятся в государственном архиве.

Президенту США Алиев дарил позолоченную шпагу с дарственной надписью, длиной 36 дюймов, оцененную в 800 долларов, а также 20 банок икры, 2 бутылки коньяка. Как шпага, так и продукты, общей стоимостью в 250 долларов США, хранятся в архиве.

Кроме того, президент Азербайджана подарил жене своего американского коллеги Хиллари Клинтон чайный сервиз: самовар и чайные приборы на шесть персон. Сервиз недешевый – 5000 долларов.

Однако это не самый дорогой подарок полученный администрацией Клинтона. Например, президент кантона Женевы Гай Оливье сегодня подарил ему статуэтку ценой в 15000 долларов. Больше всех вашингтонскую администрацию одаривали восточные страны. Например, саудовский король Аль-Фахд одаривал всех золотыми монетами, а подарки палестинского лидера Ясира Арафата в числе самых дорогих.

В отличие от США, в Азербайджане исполнительная власть перед парламентом отчитываться не привыкла. Более того, информация о полученных подарках не считается прозрачной. Об этом свидетельствуют и те сложности, с которыми мы столкнулись, пытаясь собрать информацию. Но кое-что нам узнать все-таки удалось.

К сожалению, до сих пор в Азербайджане никаких законодательных актов, регулирующих эти вопросы, не было. Закон молчит о том, что должен сделать чиновник с полученным подарком. Должен ли он зарегистрировать его, сдать куда-то, или имеет право взять этот подарок домой. Законопроект “О борьбе с коррупцией” обещает восполнить этот пробел. Для сравнения: в Казахстане этот закон был принят в 1998 году, а в России еще раньше – в ноябре 1997 года. У нас это дело оставлено на усмотрение самих администраторов.

Хотя в советское время правила были железные. Отбирали подарки даже у разведчиков, которые работали в других странах нелегально. Что касается глав СССР, их подарки неизменно сдавались в архив. Так, в 1950 году к 70-летию Сталина была открыта выставка подарков “отцу народов”. В фондах насчитывалось 127823 подарка. Среди них были уникальные изделия: ковер, в создании которого участвовали 18 тысяч женщин Словакии, автомобили “Шкода”, “Минор”, “Альфа-Ромео”, ваза из клыка мамонта, над которой китайский мастер работал более 9 лет, письмо жителей Дели на рисовом зерне, состоящее из 182 знаков.

В брежневский период правители предпочитали получать в подарок технику. Сам Леонид Ильич, например, имел целый парк дареных автомобилей. Работники ЦК “уважали” дорогие телевизоры, видеосистемы, фотоаппараты. Когда генсек выезжал за границу, создавались специальные “подарочные группы”. Лидерам идеологически близких стран вручались особо ценные подарки: самолеты, пароходы, автомобили, уникальные ювелирные изделия и (как же без этого) знамена и ковры с вышитыми портретами классиков марксизма-ленинизма.

А “проклятым буржуям” с подарками от СССР не везло. Известен случай, когда американскому послу был вручен от “советских пионеров” герб США, сделанный из ценных пород дерева, в котором находился “жучок”. Посол повесил его у себя в кабинете. “Пионеры с Лубянки” в течение нескольких лет были в курсе всех секретов американской политики.

При Горбачеве дарение привели в соответствие со стандартами европейского протокола – дорогие подарки стали сдавать в госфонд. После начала знаменитой “антиалкогольной кампании” сдавать приходилось даже полученные в подарок виски и коньяк. Б.Ельцин изменять правила не стал и дорогих подарков не получал, по крайней мере официально. Готовя встречу с японским премьер-министром, дипломаты из Страны восходящего солнца долго выясняли вкусы Бориса Николаевича и, когда узнали, что он любит русские песни, подарили ему “караоке” с набором русских песен.

Из подарков, даримых в “личном порядке”, Борис Николаевич любил хорошее оружие, теннисные ракетки. Поскольку президент как лицо категории “А” не подпадает под действие закона “Об основах госслужбы”, он может делать все, что запрещено простым чиновникам, в том числе получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Например, как-то Борис Березовский выдал на имя Ельцина доверенность о распоряжении акциями ОРТ.

В.Путину теннисные ракетки, само собой, никто не дарит, а дарят, учитывая его спортивные пристрастия, кимоно. Неизвестно, надевает ли он их, но принимает охотно. На встрече “большой восьмерки” на Окинаве каждому из лидеров, в том числе и нашему президенту, принимающая сторона вручила по гавайской рубахе. А хозяин одного кафе на Кубе, куда президент как бы случайно заглянул, подарил Владимиру Владимировичу бутылку кубинского рома.

В России особо ценные подарки, имеющие материальную или историческую значимость, передаются в Гохран РФ, менее ценные – в президентскую библиотеку. Но кое-что президент имеет право оставить себе и использовать по назначению. Например, галстук. Как-то журналисты подарили Путину на день рождения самокат, на котором теперь с удовольствием катаются его дочери.

По российским законам президент (а также премьер и руководители парламента) никак не ограничены в получении подарков и, разумеется, налоги он с них не платит. А вот госслужащие рангом пониже не могут принимать презенты, если щедрость дарителя не вписывается в пять минимальных размеров оплаты труда – на сегодня 500 руб., или примерно 15 долл.

В Азербайджане такие строгие ограничения ставить не стали. Напомним, 70 долларов, по мнению авторов нашего закона, вполне приемлемая черта.

В США все подарки дороже 250 долл., полученные президентом и его женой, подлежат учету и принимаются на хранение в министерство финансов. Наиболее ценными из даров украшают выставки и интерьеры Белого дома. То же самое в Дании – подарки и ценности хранятся в королевских замках и время от времени выставляются на всеобщее обозрение. И в Великобритании все ценности, преподнесенные королеве, считаются достоянием нации. Чиновник может оставить себе кое-что не дороже 140 английских фунтов (около 200 долл.), и то при условии, что презент не накладывает на него никаких обязательств. Дорогие подарки обычно передаются благотворительным обществам.

В Европе законодательство либеральнее. В Германии президент самостоятельно определяет, какие подарки он получает в личном качестве, а какие – по должности. Как правило, президент оставляет себе 5-6 подарков. А министры, получив презент стоимостью свыше 300 марок, сообщают об этом руководителю ведомства федерального канцлера и вносят предложения об их дальнейшем использовании.

И высшие должностные лица Франции в получении официальных подарков не ограничены. Получатель вправе сам решить, как презентом распорядиться. Так, премьер-министр Миттеран передал рысака, полученного от президента Туркменистана, на конный завод. Жак Ширак вернул полученный от Билла Клинтона золотой “ролекс” дарителю. В целом же не принято, чтобы госслужащие принимали подарки дороже 200-300 долларов. В США дарить официальному лицу среднего ранга подарок, стоимость которого превышает 8 долл., считается признаком дурного тона.

Что касается президента Азербайджана, то, по словам бывшего главы секретариата аппарата президента Эльдара Намазова, все полученные главой государства подарки регистрируются и сдаются в президентский архив. Кроме того, во время регистрации составляется подробнейшая аннотация этих подарков.

“Не знаю, как обстоят дела с другими чиновниками, может, они хранят презенты у себя на даче, но подарки президенту сдаются в архив”, – сказал Намазов.

Проследить за тем, что и когда получили в подарок азербайджанские чиновники, в силу понятных причин достаточно сложно. Хотя в ранние годы независимости установленные в советское время правила работали. По словам бывшего премьер-министра Панаха Гусейнова, все полученные им подарки фиксировались протокольным отделом и забирались в архив. Однако, по его словам, никаких дорогих подарков ему не дарили. Да и был он на посту не слишком долго – всего один месяц.

Иса Гамбар, экс-спикер, у которого стаж пребывания на должности немного больше, чем у Панаха Гусейнова, также переправлял все полученные подарки в архив. В основном, по его словам, дарили картины, которые, возможно, и сейчас висят на стенах парламента.

А вот экс-министр иностранных дел Тофик Зульфугаров и вправду держит все подарки у себя на даче. Ему за срок пребывания на посту главы внешнеполитического ведомства надарили немало. И бывший министр секрета из этого не делает. Например, его российский коллега Игорь Иванов подарил ему расписной самовар, а иранский министр иностранных дел Кямал Харрази – настенные часы с инкрустацией. Глава украинского МИД Тарасюк преподнес Зульфугарову картину, президент Турции Сулейман Демирель – два раза по кувшинчику с росписью, президент Украины Леонид Кучма картину с дарственной надписью.

Мадлен Олбрайт на 50-летии НАТО всем приглашенным министрам иностранных дел подарила по хрустальному глобусу. Было очень много серебряных шкатулок, норвежский министр как-то подарил компакт-диск. “Би-пи подарило блюдо. А вот от “Азпетрол” я подарков не получал”, – отшутился экс-министр.

А что принято дарить у нас? По словам Тофика Зульфугарова, это в основном ковры ручной работы. Например, у многих американских конгрессменов в кабинете можно увидеть презент от Азербайджана – кусок ковра, сотканный на маленьком ткаческом станке из дерева “хана”.

По словам пресс-секретаря МИД Метина Мирзы, сейчас в большинстве случаев дарят книги, диски с национальной музыкой, сувениры и так далее. А за счет каких средств приобретаются эти сувениры. “На бюджетные деньги”, – говорит М.Мирза.

Правда, по словам Зульфугарова, в бытность его министром средства на такие расходы были мизерные. Так что приходилось использовать и собственные. С тех времен бюджетных денег на дипломатические расходы не прибавилось.

Во время правления Народного фронта также дарились ковры ручной работы. Один из таких ковров Панах Гусейнов подарил, будучи в Великобритании, бывшему премьеру британского правительства Маргарет Тэтчер от имени президента Эльчибея. Иса Гамбар во время межпарламентских встреч также любил дарить маленькие коврики с символическими узорами.

История знает громкие скандалы с выбором подарков. Например, в 30-е годы Комиссариат внешней торговли СССР начал широко использовать коллекции музея как источник подарков зарубежным официальным лицам и бизнесменам. Сейчас произведения искусства, принадлежащие ранее Эрмитажу, можно встретить во всех уголках земного шара.

Интересным можно считать и следующий случай. Как-то Брежневу мраморный комбинат подарил черную мраморную плиту с его портретом, напоминающую надгробный памятник.

Действительно, выбор подарка нелегкое дело. В римской империи, например, в качестве представительского подарка дарились консульские диптихи – сдвоенные таблички для письма, покрытые изнутри воском. Они рассылались консулами при вступлении в должность и по случаю Нового года в качестве подарков официальным лицам и друзьям. На лицевой стороне диптиха, как правило, был изображен сам консул в парадном одеянии, восседающим на кресле с львиными ножками, с символами своей власти в руках. Рядом с ним помешались портреты правящих императоров и императриц, аллегорические фигуры и олицетворения.

Обе пластины диптиха часто были идентичными. На левой створке, как правило, было написано имя консула, на правой – перечень его заслуг. В нижней части диптиха нередко изображались цирковые игры, которые должен был устроить консул при вступлении в должность. Иногда цирковые игры были единственным изображением на консульских диптихах.

В средние века, если шах представителю другого государства дарил халат, это считалось оскорбительным. Так как они дарились вассалам. А сейчас бухарские халаты, шитые золотом, – традиционный представительский подарок в Узбекистане. Они очень дорогие, что и, видимо, заставило замминистра МВД Чурбанова – зятя Брежнева, присвоить подарок узбекских коллег. Этот факт был включен в его уголовное дело.

А вот чогор – сосуд для кумыса, подаренный Брежневу в Киргизии, понравился самому генсеку. Рог мамонта с тремя ножками, в каждую из которых было вделано по бриллианту приличного размера, так и не был сдан в архив. Куда он делся, до сих пор не понимают.

По рассказам в Азербайджане, Брежневу дарили и не такое. Но в Гохран эти подарки так и не сдали. А вот золотая сумка, подаренная Раисе Горбачевой женой Сухарто, в государственное хранилище попала.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год


Метки: