НУРАНИ
25 декабря президент Армении Роберт Кочарян прибыл из Токио в Тегеран. Как уже сообщалось в печати, официальный визит президента Армении в Иран продлится три дня.
В поездке президента Кочаряна сопровождают министр иностранных дел Вардан Осканян, руководитель аппарата президента, специальный полномочный представитель президента по связям Армения – Иран Арташес Туманян (сам факт существования подобного поста уже позволяет судить об уровне и активности двусторонних отношений), министр энергетики Армен Мовсисян, министр транспорта и связи Андраник Манукян, министр культуры по вопросам молодежи и спорта Роланд Шароян, министр образования и науки Левон Мкртчян, министр экологии Вардан Айвазян, посол Армении в Иране Гегам Гарибджанян, губернатор Сюника Эдик Барсегян и т.д., а в ходе визита Роберт Кочарян будет иметь встречи с президентом Ирана Мохаммедом Хатами, духовным лидером ИРИ аятоллой Али Хаменеи и секретарем совета безопасности Рогани, министром обороны Шамхани, министром иностранных дел Харази, а по итогам переговоров будет подписано около 10 совместных документов.
Армянские СМИ весьма подробно освещают “неполитическую” программу визита, которая вовсе не исчерпывается “протокольным” возложением венка к мавзолею основателя ИРИ аятоллы Хомейни. Так, президент Армении посетит автозавод “Иран Ходро”, посольство Армении в Иране, резиденцию главы Тегеранской епархии Армянской апостольской церкви.
В тегеранской церкви Сурб Саргис Роберт Кочарян не только примет участие в экуменической церемонии, но и возложит венок к памятнику жертвам “геноцида армян”, сам факт существования которого позволяет понять, чего на самом деле стоят все рассуждения Ирана о “мусульманской солидарности” и “братских чувствах к азербайджанскому народу”. Кроме того, в спортивном комплексе “Арарат” состоится встреча президента с представителями армянской общины Ирана, а в концертном зале “Вагдат” Роберт Кочарян будет присутствовать на гала-концерте армянских деятелей искусств.
Расширенной дискуссии относительно перспектив военного сотрудничества Армении и Ирана в прессе не ведется. Тем не менее за сутки до визита президента Армении в Иран министр обороны этой страны и секретарь совета безопасности Армении Серж Саргсян принял посла ИРИ в Армении Мохаммада Фархада Колейни.
Можно предположить, что Иран прежде всего интересуют возможные последствия визита на Южный Кавказ министра обороны США Дональда Рамсфельда. Но в то же время трудно исключать, что Ереван и Тегеран намерены активизировать собственное военное сотрудничество. А это не может быть безразлично для Азербайджана: Армения уже находится с нами в состоянии войны, а Иран накануне терактов 11 сентября оказался на грани вооруженного конфликта с Азербайджаном из-за притязаний на южную часть азербайджанского сектора Каспия.
Судя по всему, после визита в Баку, Ереван и Тбилиси Дональда Рамсфельда политические процессы на Южном Кавказе развиваются в вихревом темпе и в нынешних условиях политика Армении и Ирана таит в себе серьезную опасность для всего региона.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год