Х.ИСМАЙЛОВА
Обсуждаемая уже три дня встреча президента Азербайджана с руководителями СМИ превзошла все ожидания. Глава государства с пониманием отнесся ко всем заявлениям медиа-капитанов и пообещал посодействовать в решении многих проблем. О том, как будут претворяться в жизнь тезисы встречи президента с редакторами, мы поговорили с заведующим общественно-политическим отделом аппарата президента Али Гасановым.
– Глава государства пообещал издать соответствующие распоряжения, чтобы решить проблемы СМИ…
– Встреча президента с главными редакторами была показателем его отношения к свободной прессе в Азербайджане. Глава государства принял очень важное решение о замораживании долгов газет государственному издательству на год. Через год будет проведена еще одна встреча для обсуждения этого вопроса. Кроме того, до тех пор будут в центре внимания и другие экономические проблемы газет. Как вы знаете, на встрече руководители разных СМИ поднимали вопросы рекламы, налогообложения, издательства, распространения печатной продукции и так далее. В связи с этим президент дал указания нашему отделу и руководителю секретариата Диляре Сеидзаде изучить и обобщить вопросы. После этого будет подписан специальный президентский указ по оказанию помощи свободной прессе. В данный момент мы изучаем проблемы, классифицируем их и обсуждаем с соответствующими госструктурами. Думаю, что на следующей неделе указ будет подписан и опубликован.
– По нашим данным, некоторые чиновники были заинтересованы в том, чтобы встреча президента с редакторами не состоялась. Знаете ли вы об этом и можете ли сказать, кто выступал против?
– Я сожалею, если даже таковые были. Но у меня нет информации о том, чтобы кто-нибудь старался сорвать эту встречу. Решение принял президент и его распоряжения не обсуждаются, а выполняются.
– Заместитель исполнительного секретаря партии “Ени Азербайджан” Мубариз Гурбанлы сказал, что президент встретился с редакторами не из-за митингов и пикетов. По его словам, эта встреча была запланирована заранее.
– Да. Глава государства планировал обсудить проблемы СМИ с редакторами уже давно. Во время беседы президента с руководителями СМИ в 2000 году он сказал редакторам, что будет регулярно с ними встречаться. Однако из-за множества проблем такая возможность не предоставлялась. К сожалению, эта встреча была проведена после двух массовых акций, которые никак нельзя назвать приемлемыми. И многие подумали, что встреча – это ответ на эти митинги. Хотя, безусловно, и это повлияло на проведение беседы, так как нужно было предотвратить ажиотаж.
– А как же заявление руководства Совета Европы, в котором выражалась обеспокоенность по поводу гонений на СМИ?
– Я знаю, что глава государства выразил желание встретиться с редакторами за день до заявления Швиммера. Если помните, тогда я сказал, что для беспокойств по поводу свободы слова в Азербайджане нет оснований. Пожелания Совета Европы и намерения президента Азербайджана относительно свободы слова в Азербайджане сходятся. Руководство страны также заинтересовано в развитии свободной прессы, и глава государства в состоянии решить проблемы в этой области. Ажиотаж внутри страны и за рубежом, возможно, ускорил эту встречу, однако она планировалась давно.
– Президент достаточно четко определил свою позицию по отношению к СМИ. Так можно ли утверждать, что другие представители власти, действия которых не соответствуют этой политике, противоречат курсу президента и вредят имиджу страны?
– Президент высказал свое мнение по этому вопросу открыто и четко: никто не может утверждать, что в Азербайджане нет свободы слова и свободной прессы, есть препятствия на государственном уровне. С этим согласятся, наверное, и настоящие журналисты. Однако, как отметил президент, проведенная встреча не дает гарантий, что больше никаких проблем у журналистов не будет. Если кто-то нарушил закон, то он должен нести наказание. При этом нужно отметить, что не все люди думают одинаково, не у всех выдерживают нервы. И не все понимают, что конфликт с газетой можно решить судебным путем, а не угрожая кому-то.
И еще – не все считают, что массовые акции прессы нужно разрешить, а не предотвращать. Последняя встреча не дает гарантий того, что в будущем не возникнет проблем – не будет судов над журналистами, угроз в их адрес. Но главное, что руководство страны ясно и четко выразило свою позицию – против таких явлений нужно бороться и предотвращать их. И ни в коем случае нельзя говорить, что есть серьезные разногласия между главой государства и чиновниками. Просто у разных людей разный подход к этой проблеме. Но государственная политика – едина.
– Давайте конкретизируем. Глава государства сам заявил на встрече, что угрозы и обвинения в адрес трех газет – “Азадлыг”, “Хурриет” и “Ени Мусават” – в итоговом документе съезда партии “Ени Азербайджан” были ошибочными. Но ведь кто-то эти угрозы в текст вписал…
– Президент дал свою оценку этому факту, и это не показатель разногласий в партии. Эти слова были не в партийных документах, а в обращении партии к азербайджанскому народу.
– На вчерашнем митинге журналистов было предъявлено требование исключить эти фразы из обращения. Как вы думаете, так произойдет?
– Председатель партии выразил свое отношение, поэтому можете считать, что этих слов там нет.
– Вы говорили, что Азербайджан и Совет Европы расходятся во взглядах на национальный совет по прессе.
– Да.
– В чем конкретно?
– В указе президента от 20 июля предусматривалось создание совета по прессе, телевидению, радио и Интернету. Все три сферы должны были регулироваться одним советом. Совет Европы же объясняет свою позицию тем, что телерадио требует более серьезного контроля, чем печатные СМИ. Во всех странах Европы это так. Подразумеваются отделение телерадио и наделение структуры, регулирующей ее деятельность особыми полномочиями. Интернет же во всем мире не контролируется никакими структурами, за исключением компаний, оказывающих провайдерские услуги, поэтому нет причин делать что-то подобное в Азербайджане.
Что касается совета по прессе, то он будет как бы органом самоуправления или саморегулирования. Возможно, этот вопрос будет обсужден в ближайшем будущем. Наверное, появится соответствующий указ президента. Регулирование деятельности телевидения и радио будет проводиться новой структурой, которую мы создадим в соответствии с требованиями СЕ. Что касается Интернета, то будем ждать принятия закона об Интернете. В общем, положение о совете по прессе будет приведено в соответствие с требованиями СЕ.
– Ключевым вопросом является метод назначения руководителя совета по прессе. Его будут избирать или назначать сверху?
– С самого начала предполагалось, что председатель и его заместители будут избираться. В новом положении это будет отмечено.
– Власти дали разрешение на проведение митинга журналистов. Можно ли предполагать, что так будет происходить и во время рассмотрения аналогичных заявок от политических партий?
– Обязательно.
– Президент дал распоряжение мэру города не чинить препятствия?
– Не думаю. Просто определена четкая политика и все структуры ей следуют.
– Как вы оцениваете сегодняшний митинг журналистов?
– Нормально. Журналисты решили продемонстрировать общественную поддержку встречи президента, которая отождествляла государственную заботу о СМИ. Такие мероприятия воспринимаются во всех странах как нормальное явление.
– В последнее время часто поднимается вопрос консолидации оппозиции, в частности, объединения ПНФА. Что вы думаете по этому поводу?
– Мы молимся день и ночь, чтобы партии Народного фронта объединились и споры между ними прекратились. Борьба между ними беспокоит общество и ведет к ее разобщенности.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год