НУРАНИ
Сто дней минуло с того дня, когда потрясенные зрители по всему миру, не в силах оторваться от экранов, вглядывались в изображение на экране, где раз за разом повторялись одни и те же апокалиптические кадры: самолет, врезающийся в стену небоскреба, взрыв и верхушка небоскреба, исчезающая в пламени, дыму и облаках пыли… Огонь на развалинах Всемирного торгового центра удалось погасить только теперь.
Пожарников это не удивляет: авиационный керосин из двух заправленных “под завязку” “Боингов”, бумаги, внутренняя отделка, мебель, электропроводка – на развалинах двух офисных зданий, где работали, судя по подсчетам, около 50 тысяч человек, было предостаточно “топлива для огня”. Дело, впрочем, не только в физике и математике. После 11 сентября мир, похоже, вообще разучился удивляться. То, что произошло, оказалось просто за пределами восприятия, и первый шок от документальных кадров разрушающихся небоскребов сменился какой-то странной апатией, когда чувства и эмоции словно выключились вообще, не в силах выдержать всего того, что обрушивается на нас ежедневно и ежечасно.
Нет, о существовании терроризма мы знали и раньше. Как и о том, что его главная черта в том и состоит, что жертвами террористов чаще всего становятся случайные, в общем-то, люди, и до тех пор, пока терроризм существует как явление, никто, нигде и никогда не сможет чувствовать себя в полной безопасности. Но после 11 сентября, когда уже не осталось места для сомнений, насколько серьезной опасностью стал террор, а изощренная “фантазия” террористов превзошла самые отчаянные “задумки” и “спецэффекты” голливудских “экшнов” и “катастроф”, уже по-иному воспринимаются те самые “предупреждения” о возможных “ударах возмездия” “Аль-Гаэды”. И так уж сложилось: очередную активизацию террористов большинство аналитиков обещает именно теперь, по окончании священного месяца Рамазан.
Об этом говорил не только бен Ладен со своими подручными на обнаруженной в Джелалабаде видеокассете. Еще раньше с недвусмысленным предупреждением выступил Томас Ридж, глава офиса внутренней безопасности в США – по его словам, в последние дни месяца Рамазан угроза террористических актов возрастает, и “заинтересованным” службам в США уже отданы соответствующие распоряжения. Масла в огонь подлил и Джон Уокер, гражданин США, сражавшийся на стороне талибов. Как указывает известный журналист Билл Гертц в The Washington Times со ссылкой на источники в ЦРУ, 20-летний калифорниец, который, как полагают в США, был членом “Аль-Гаэды” и тренировался вместе с ее боевиками, заявил на допросе, что сподвижники бен Ладена готовят на территории США новые теракты, которые могут быть совершены в последние дни месяца Рамазан. Месяц мусульманского поста закончился без громких терактов, которые можно было бы посчитать “ударом возмездия” бен Ладена.
А в окружении террориста номер один называют более точную дату – после 20 декабря. В самом деле, она выглядит куда логичнее. Священный месяц Рамазан по традиции считается на Востоке временем мира и благочестия. И хотя история знает предостаточно примеров, когда мусульмане продолжали воевать между собой и во время месяца Рамазан (последние и самые яркие примеры тут – война Ирана и Ирака и внутриафганский конфликт “Талибан” и Северного альянса до вмешательства США), ожидать роста террористических актов после окончания поста вполне логично. Правда, не сразу же наутро после окончания поста.
Дело не в том, что на подготовку “акции возмездия” тоже требуется время, а заниматься такими делами в священный месяц террористы, изображающие ревностных мусульман. не станут – тут фарисейство доходит до того, что под разговоры о “джихаде” и бен Ладен, и мулла Омар преспокойно наживались на торговле наркотиками. Просто вряд ли очередной взрыв или угон самолета бен Ладен стал бы приурочивать к Рамазан байрамы. Уж скорее его постараются “синхронизировать” с Рождеством, самым любимым праздником западного мира. Да и опыт неудавшихся терактов “Миллениума”, за которыми тоже стояла “Аль-Гаэда”, заставляет о многом задуматься. Кое-где от высказывания опасений уже переходят к делу – в Италии, к примеру, в связи с опасениями терактов на Рождество усилили охрану собора Святого Петра в Ватикане.
Плюс ко всему именно в эти дни появилась информация о гибели Усамы бен Ладена во время бомбардировки пещерной базы Тора-Бора. И вполне вероятно, что “Аль-Гаэда”, так же как и в свое время ПКК, может ввести в действие план действий на случай гибели своего главаря. Где будет нанесен следующий удар? Сегодня этот вопрос задают себе слишком многие. Главной мишенью Усамы бен Ладена остаются США, но кто и когда сможет дать гарантию, что “Аль-Гаэда” не нанесет удара по тем странам, которые выступили на стороне Вашингтона во время осуществления антитеррористической операции в Афганистане? Соответствующие угрозы уже звучали в адрес Австралии, но бен Ладен обещал “акции возмездия” и тем государствам, прежде всего мусульманским, которые предоставят США аэродромы и воздушное пространство. А в их число входит и Азербайджан.
В последние дни появились более “адресные” предположения. Сначала саудовские газеты, которые по традиции хорошо осведомлены относительно ближайших планов Усамы бен Ладена, указали, что на сей раз объектом атаки “Аль-Гаэды” могут стать нефте- и газопроводы на территории США. Потом появилось уточнение: речь идет о нефтепроводах в странах Европы, но связанных с арабскими странами.
Если “сделать поправку” на неизбежное в таких случаях искажение информации, то и тут нельзя исключить того, что речь идет об ударе по той нефтяной инфраструктуре, которая расположена за пределами США, но вот позиции американского капитала здесь достаточно сильны. Не задуматься, что возможной мишенью и тут может оказаться Азербайджан, невозможно тем более. К тому же “нефтяные шейхи” стран Персидского залива в силу многих причин не заинтересованы в выходе на мировой рынок прикаспийской нефти, а в том, что Усама бен Ладен действует в теснейшей координации с определенными политическими кругами на своей родине, сомневаться не приходится.
А серия арестов боевиков “Аль-Гаэды” в Азербайджане – это не только признак существования тут террористической “сети”, но и явная причина для Усамы бен Ладена нанести по нам “удар возмездия”. Три совпадения, как три луча зенитных прожекторов из старой военной хроники, поймавших в небе вражеский самолет, или триангуляция акустических буев, позволяющая точно засечь местоположение подводной лодки, или три костра, словно в углах треугольника: так в Афганистане обозначали местоположение “противника”. Но, даже находясь в центре “треугольника”, мы продолжаем считать, что вводить дополнительные меры безопасности стоит кому угодно: Кот-д’Ивуару, республике Кирибати, Мальдивским островам, Австралии, Новой Зеландии, но не нам…
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год