М.БАГИРОВ
Митинг Партии гражданского единства (ПГЕ) на площади перед бывшим кинотеатром “Гэлэбэ” начался с получасовым опозданием. Это обстоятельство нисколько не сказалось на численности его участников.
Ряды митингующих не редели, и транспаранты не падали – чувствовалась особая торжественность момента. Несколько позже ораторы назовут этот митинг “праздником” Аяза Муталибова. И действительно, это первая акция протеста ПГЕ, которая проводится с разрешения властей. Вернее, вначале на запрос “муталибовцев” последовал отказ городской администрации. Однако в самый последний момент власти поменяли решение, предоставив сторонникам Муталибова возможность публично озвучить свои требования.
Лицо экс-президента мелькало повсюду – складывалось впечатление, что люди собрались не митинговать, а встречать А.Муталибова, который должен прилететь на вертолете и высадиться на этой самой площади. Особо выделялись активисты ПГЕ. Броское фото своего лидера на груди с многозначительной надписью “наш президент” говорило о том, что собравшиеся серьезно разошлись во взглядах на жизнь с действующей властью.
В преддверии митинга звучат песни Рашида Бейбутова. Никаких маршей, как на акциях протеста других оппозиционных структур. Примечателен и состав участников митинга – здесь было больше простых граждан, чем всяких политиков. В целом на площадь собралось более 2000 человек. Правда, у замначальника Управления полиции Ясамальского района Чингиза Мамедова, как и у самих организаторов митинга, на этот счет особое мнение. Первый в беседе с журналистами стал говорить о 400 участниках, а руководители ПГЕ под занавес акции протеста сообщили, что в митинге участвовало более 7800 членов партии…
Несмотря на то, что у членов ПГЕ есть “собственный президент”, они не стали выдвигать на митинге лозунг отставки действующего главы государства – Гейдара Алиева. Это сделали другие ораторы, к примеру, глава Ассоциации жертв политических репрессий, лидер партии “Гейрат” Ашраф Мехтиев. Его выступление можно считать наиболее эмоциональным.
Оратор прошелся по всему спектру проблем Азербайджана и призвал митингующих принять участие в предстоящих акциях протеста других организаций – 20 декабря (митинг в защиту свободы слова), 22-го (в поддержку прав инвалидов карабахской войны), 29-го (“промусаватский” Демконгресс).
Надо сказать, что не только возвращения А.Муталибова на родину и регистрации возглавляемой им партии требовали участники митинга. “Хлеб, работа, Карабах”, “Свобода политзаключенным”, “Свобода слова” эти и другие лозунги виднелись на транспарантах.
Кстати, весь митинг от начала до конца снимался на видео представителями правоохранительных органов. Рядом с оператором дежурил сотрудник патрульно-постовой службы на случай возможной агрессии со стороны участников митинга. Однако, поскольку последние вели себя цивильно, оператору удалось провести съемку на одном дыхании.
Кульминацией митинга стало выступление Аяза Муталибова. Экс-президент обратился к собравшимся с 10-минутной речью, которая была записана на аудиопленку. Экс-президент призвал оппозиционные силы к совместной деятельности по защите интересов народа. Муталибов потребовал от Министерства юстиции в кратчайшие сроки решить вопрос регистрации ПГЕ. “В противном случае, – подчеркнул экс-президент, – мы потребуем отставки министра и постоянно будем проводить митинги”. А.Муталибов подверг резкой критике ситуацию со свободой слова в Азербайджане и осудил факты давления в отношении журналистов.
Однако аудиозаписью голоса экс-президента дело не ограничилось. Генсек ПГЕ Сабир Гаджиев связался с экс-президентом по сотовому телефону и А.Муталибов напрямую поприветствовал своих сторонников. То, чего дважды не удалось сделать Демпартии, которая никак не может озвучить голос своего лидера Расула Гулиева, сделала в свой первый выход на сцену ПГЕ.
Как сообщил по завершении митинга генсек ПГЕ С.Гаджиев, руководство партии сознательно не стало требовать отставки властей. “Мы пока выдвигаем свои требования и ждем должной реакции от власти”, – отметил С.Гаджиев. По его словам, если в ближайшее время никаких позитивных изменений не произойдет, то в ходе “серии мероприятий”, как заверил генсек партии А.Муталибова, обязательно будет поднят вопрос об отставке руководства страны…
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год