Г.МАМЕДЗАДЕ
Известный российский публицист и тележурналист, автор и ведущий знаменитых “Кукол” и “Итого” Виктор Шендерович находится в настоящее время в Баку. Любимец телезрителей на всем постсоветском пространстве не афиширует своего визита в Азербайджан. О приезде Шендеровича не знали даже в Министерстве культуры. Тележурналист снимает в Баку новый фильм, график работы расписан по минутам. Тем не менее корреспонденту “Эхо” удалось побеседовать с Виктором в бакинском “Джаз-клубе”.
– Как получилось, что ваше пребывание в Баку прошло столь незаметно, даже для нашего Минкульта?
– Предваряя свой ответ, хочу рассказать довольно забавную историю, которая произошла во время записи интервью с министром культуры Азербайджана Поладом Бюль-Бюльоглу. Беседу вел наш редактор, но на 10-й минуте общения министр вдруг обратился ко мне с вопросом, не являюсь ли я родственником Шендеровича? Уж больно похожи… (Смеется.) Моя фамилия ни в каких документах не фигурировала отнюдь не из соображений конспирации, просто у меня здесь своя линия пребывания.
– И в чем же она заключается?
– Мы продолжаем работу над циклом “Здесь был СССР”, который включает в себя 15 часовых фильмов про 15 бывших союзных республик. Через две недели увидит свет первый фильм из этой серии – “Белоруссия”. Этот проект, который я осуществляю совместно с режиссером Александром Джермуком, представляет собой своего рода “археологические изыскания”. Бывшие союзные республики недавно отметили 10-летие распада СССР: кто со слезами, кто с усмешкой, кто с ностальгией, а иные со смешанными чувствами.
– И что же, по-вашему, превалирует – слезы, усмешки или ностальгия?
– Здесь много поводов для размышления. Распад СССР был предопределен, и я был среди тех, кто пытался по мере сил ускорять этот процесс. Я считаю, что это было неестественное образование, в рамках которого пытались сосуществовать 4 доминирующие религии! Ну не могут столь разные по своему национальному характеру, истории и культуре, скажем, Литва, Туркменистан, Молдова и Азербайджан находиться в составе одного государства. Это было формальное имперское объединение.
– А каковы направления ваших “археологических изысканий”?
– Объясняю на примере Азербайджана, фильма, который почти завершен. Прежде всего мы ищем людей, понятия, вещи, которые для нас, советских людей, ассоциируются в данном случае с Азербайджаном. Это важные представления материальной, культурной сфер, которые можно перечислить через запятую. В списке понятий, характерных для Азербайджана, прежде всего фигурируют черная икра, портвейн “Агдам”, Полад Бюль-Бюльоглу, Рустам Ибрагимбеков, завод кондиционеров, каспийская нефть. И как одна из определяющих тем – Гейдар Алиев. Если спросить у советского человека, к примеру, кто такой Рюйтель, разве что вспомнит кто-нибудь в Эстонии. Но Алиева знают все. Гейдар Алиев – это огромная тема. Вот мы и пытаемся увидеть, что было и что стало по прошествии 10 лет с заводом кондиционеров, с каспийской нефтью, с портвейном “Агдам”. И с Гейдаром Алиевым.
– И что же?
– А с каждым – свое. Мы не собираемся делать какие-то выводы, поскольку здесь более превалируют впечатления, эмоции. Это ведь не расследование и не политический заказ – скажем, на дружбу или на вражду. Впечатления о том, что стало – очень различны. Наши страны пошли если и не по лучшему из путей, предложенных историей, то явно и не по худшему. В частности, если говорить о внешнеполитических ориентирах Азербайджана, то это не Иран, а Турция и Запад, что очевидно. И слава Богу – я выражаю свое личное мнение. Конечно, ностальгические моменты в фильме присутствуют.
Испытываешь некоторое сожаление, сознавая, что уже в следующем поколении уйдет русский язык и школьники не будут читать Пушкина и Гоголя в подлиннике. Но это эмоциональные сожаления. Тогда как с другой стороны мы видим, как развивается светское общество, крепнет цивилизация. Я впервые в Баку и покорен этим городом, его красостой и теплым общением с людьми.
К сожалению, для вас остры проблемы региона, принимая во внимание карабахский конфликт. Эта бомба подложена под оба народа. Проблему надо решать, ибо “тротиловый заряд” будет накапливаться и передаваться следующим поколениям. Я понял это из бесед с разными людьми – от работяг на “Нефтяных Камнях” до Полада Бюль-Бюльоглу. Вскоре нам предстоит поездка в Армению, и я не сомневаюсь, что там мы столкнемся с такой же остротой проблемы. Думаю, что меня никто не может упрекнуть в политических симпатиях к Г.Алиеву как к бывшему члену Политбюро ЦК КПСС, но то, что война прекращена, – это ему зачтется.
– А если бы вам пришлось снимать программу “Итого” об Азербайджане…
– Есть про что снимать, но это уже другой жанр. А вообще я хочу сказать, что любая серьезная критика в адрес азербайджанской власти – это исключительно право вашего народа. Для меня важно точно держать интонацию. Я имею право критиковать власти России, поскольку я их избирал – это мое дело и право.
– Тогда что вы можете сказать в адрес российских властей, учитывая серьезные проблемы телеканала “ТВ-6”, который вы сейчас представляете?
– Нас продолжают давить! Есть вещи не доказуемые, но очевидные и понятные. Мы знаем, что происходящее не имеет никакого отношения к бизнесу. Это политическое решение, направленное на то, чтобы выдавить из бизнеса Березовского и Гусинского. Это не что иное, как расправа и сведение счетов. Другой вопрос – какие для этого основания? Березовский и Гусинский с полной ответственностью осознают, что сами создали такие условия. Но повторяю, что это не имеет никакого отношения ни к бизнесу, ни к правосудию. Березовский и Гусинский – владельцы независимых СМИ, а независимых практически уже не осталось в стране, за исключением телекомпании “ТВ-6”. Кстати, мы надеемся, что через некоторое время “ТВ-6” будет функционировать и в Азербайджане.
– Как представляется, свобода слова в России переживает не лучшие времена?
– Свобода слова в России не умерла, но она тяжело больна, и рецидивы этого недуга мы испытываем на себе. На фоне того, что проявляются симптомы к оздоровлению ситуации, параллельно не снимаются и тревожные факторы. А кто победит – болезнь или больной, увидим…
– Будут ли у вас новые проекты? “Куклы” и “Итого” – очень яркие события на российском ТВ.
– С программой “Куклы” прошу меня уже не связывать – с апреля этого года, во всяком случае. В настоящее время я занят тем проектом, который только что представил. Есть еще определенные замыслы, которые пока предпочитаю не разглашать. Я суеверный. Могу только анонсировать, что этот проект будет представлен вместо программы “Итого”, в той же нише. Так что вас ждут мои новые проекты…
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год