Р.ОРУДЖЕВ
Согласно вчерашнему сообщению проправительственной иранской газеты Tehran Times, в субботу 15 декабря секретарь комиссии “10 условий для партий” (так называется эта структура в Иране) Мохаммад Джавад Хакшенас обнародовал список политических партий и других организаций, которые обратились за разрешением пользоваться спутниковыми антеннами в департамент кинематографии министерства исламской культуры и надзора ИРИ.
Хакшенас также сообщил, что комиссия согласилась зарегистрировать, и продлить уже существующие лицензии 13 политическим партиям и НПО Ирана.
В частности, Хакшенас сообщил, что лицензии были предоставлены и 4 новым политическим партиям. И, самое интересное и неожиданное, одна из них называется – “Сообщество западноазербайджанских Интеллектуалов и академиков” (СЗИА). Что это за “сообщество” такое, кто входит в его состав, и существовало ли оно (подпольно ли, полулегально) до того момента, как иранские власти признали его в качестве политической партии? Об этом мы решили поинтересоваться у людей, имеющих связи с азербайджанскими диссидентами Ирана.
Пресс-секретарь объединения “Целостный Азербайджан” (ОЦА) Джахандар Бейоглу с ходу “определил” всю “провокационную и антиазербайджанскую” суть новосозданной партии. По его словам, в ОЦА никогда не было известно о существовании СЗИА – “такой организации в Южном Азербайджане никогда не существовало”. А тот факт, что партию признали официально власти ИРИ, лучше всего свидетельствует о показном ее характере.
“Это очередная попытка иранских властей продемонстрировать миру, что “на самом деле” в их стране “царит демократия” и “соблюдаются” любые (и политические в том числе) права нацменьшинств”, – уверен Дж.Бейоглу.
Другой известный иранский диссидент, давно уже живущий в Баку, Беюкага Расулоглу, был несколько осторожнее в своих оценках. Ныне он возглавляет Комитет защиты прав азербайджанцев мира. Расулоглу постоянно поддерживает контакты с нашими соотечественниками в ИРИ, и кое-что о последних событиях ему известно. Например, он сообщил “Эхо”, что сама комиссия “10 условий для партий” – совершенно новая правительственная структура Ирана, ей от силы дней 10.
Слышал он и имя М.Хакшенаса. До последнего времени регистрацией политических и общественных организаций в ИРИ занимались другие ведомства. Благодаря личным каналам, сообщил Б.Расулоглу, еще на прошлой неделе ему стал известен весь список вновь зарегистрированных комиссией партий и НПО ИРИ.
Наряду с СЗИА, говорит он, появились также и другие “национальные” партии, в частности, зарегистрирована подобная же курдская. В состав новоявленной СЗИА, по имеющейся у него информации, входят в основном тегеранские, а никакие не “западные” азербайджанцы. Ни с кем лично из ее членов он не знаком, поскольку никогда не слышал до сего дня даже об идее ее создания.
В связи с этим Б.Расулоглу призывает “быть осторожными”, и не радоваться преждевременно появлению азербайджанской политической партии в Иране. Хотя одновременно Расулоглу выражает надежду на то, что в СЗИА возьмет верх здоровая ее часть, и “партия еще послужит делу появления и утверждения демократии в Иране, поскольку это основное, чего так не достает на сегодняшний день всему иранскому обществу”.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год