Р.НАСИРОВ
Вчера в Экономическом суде N1 состоялось рассмотрение дела по иску центра информационных систем и технологий “Мультимедиа”, Союза свободных потребителей, Форума неправительственных организаций и Профсоюза журналистов. Причиной их возмущения явился приказ министра связи Надира Ахмедова о дополнительной плате (20 тыс. манат) за пользование интернет-связью и факсимильными аппаратами. Напомним, что предыдущие судебные заседания откладывались. Теперь же стало известно, что дело приняло крутой оборот – Министерство связи подало иск против Министерства экономического развития (МЭР).
Дело в том, что пока вышеназванная четверка судилась с Минсвязи, глава МЭР Фархад Алиев упразднил приказ Надира Ахмедова, признав его незаконным. Основанием послужило то, что Минсвязи не согласовало свое решение о тарифах с экономическим ведомством, в функции которого, собственно, и входит регулирование вопроса тарифов. Сразу по окончании судебного заседания мы попросили прокомментировать ситуацию главу “Мультимедиа” Османа Гюндузова и попутно попытались прояснить некоторые моменты предыдущего противостояния.
– Оказывается, Минсвязи уже несколько дней назад подало на МЭР в Экономический суд. Просто об этом стало известно лишь на этом разбирательстве. Поскольку в самом МЭР об этом не знали, то их представителей на суде не было. Тем не менее люди от Минсвязи давили на суд, чтобы эти два дела были объединены.
Мы, я имею в виду центр информационных систем и технологий “Мультимедиа”, Союз свободных потребителей, Форум неправительственных организаций и Профсоюз журналистов, выступили против. На наш взгляд, это было бы неправильно хотя бы потому, что наш иск поступил в суд раньше, и к тому же Минсвязи выполнило лишь одно из пяти поставленных нами требований. Вот после того, как будут удовлетворены все наши условия, тогда эти два министерства могут судиться, сколько угодно.
– Вы можете конкретно сформулировать ваши претензии к Министерству связи? Создается впечатление, что дело вышло за рамки тяжбы относительно отмены злополучного приказа N249 министра связи Надира Ахмедова?
– Основная претензия заключается в том, что приказ N249 о тарифах за пользование интернет-связью и факсимильными аппаратами противоречит законодательству Азербайджана. Согласно закону, они должны быть согласованы с другими государственными (Министерством юстиции и бывшими Минэкономики и Антимонопольным комитетом) структурами. У нас есть документ, полученный из Департамента по антимонопольной политике Министерства экономического развития, который доказывает, что не было никакого предварительного согласования. Хотя Минэкономики оговорило, что до конца 2000 года все же дало разрешение Минсвязи работать по нынешнему принципу.
При этом было поставлено условие, что в начале 2001 года этот вопрос будет заново рассмотрен. То есть официально у Минсвязи нет разрешения на самостоятельное утверждение тарифов. Следовательно, согласно закону “О естественных монополиях” и специальному распоряжению Кабинета министров “О регулировании деятельности субъектов естественной монополии” и ряду указов президента страны Гейдара Алиева, приказ N249 должен быть отменен.
Теперь представим ситуацию, что МЭР все же дало бы согласие на то, чтобы приказ остался в силе. Тогда я подал бы иск в суд уже против Минэконоразвития, поскольку есть закон “О связи”, Международное коммунике о свободе личности, закон “О свободе доступа к информации” и в конце концов Конституция Азербайджана. Все они четко определяют, что доступ к информации и обмен ею должны быть свободными и не могут ограничиваться. Причем речь идет о всех существующих средствах связи.
Из архивов газеты ЭХО, 2001 год