“Несокрушимая свобода и восточный прагматизм”

Фикрет Садыхов, политолог, профессор Западного университета

Длительная антиамериканская истерия, предрекаемая некоторыми аналитиками в связи с событиями в Афганистане, похоже, не нашла своего подтверждения.

Политическая обстановка во многих мусульманских государствах, сверх ожидания, значительно нормализовалась и даже стабилизировалась. Право на отпор и преследование террористов признала за США даже ведущая исламская организация ОИК, собравшаяся на чрезвычайную сессию в Катаре.

Из 57 государств, входящих в эту организацию, военную акцию осудили лишь три страны: Иран, считающий, что ее должна была возглавить ООН, Ирак, опасаясь, что “несокрушимая свобода” может переброситься и на ее территорию, и Сирия, руководствующаяся теми же соображениями.

Прекратились массовые антиамериканские выступления в Индонезии, Судане, Нигерии, других мусульманских странах. Более того, суданский министр иностранных дел, побывавший в России, от имени своей страны официально отказался от поддержки бен Ладена, который когда-то проживал в Судане.

И даже несмотря на то, что 15 из 19 обвиняемых в совершении терактов оказались подданными Саудовской Аравии, руководство этой страны продолжает поддерживать направленные против талибов и бен Ладена действия международной коалиции.

Такой же является и позиция официальных кругов других аравийских монархий – Кувейта, Бахрейна, Катара и ОАЭ.

Обращает на себя внимание и усилившаяся солидарность стран, поддерживающих антитеррористическую кампанию США. Не так давно президенты ряда арабских государств, а также руководитель Палестинской автономии Я.Арафат выдвинули идею созыва Всемирной конференции ООН по проблеме международного терроризма. Как заявил на заседании своего парламента египетский президент Х.Мубарак, терроризм угрожает всем и будет распространяться как “раковые клетки”, если не предпринять против него действенных мер во всемирном масштабе.

На этом фоне действия Азербайджана, выдавшего Египту находившихся в розыске террористов, выглядели достаточно своевременными и эффективными.

Не подтвердились и разговоры о слабости и ненадежности пакистанского режима. Более того, не получили массового отклика, особенно за пределами пуштунского пояса этой страны, призывы бен Ладена встать на защиту талибов в Афганистане. Факты говорят о том, что сотни тысяч сторонников общественно-просветительского исламского движения “Таблиги джамаат”, собравшиеся в Лахоре в ноябре, отмежевались от критики войны с бен Ладеном и талибами.

Все это придало военным властям Пакистана уверенности и они предприняли конкретные меры по ограничению влияния крайних религиозно-политических партий и организаций в стране. Все три наиболее влиятельные фигуры среди покровителей талибов и афганского джихада оказались под домашним арестом. Происходящее говорит о несомненном успехе действий США и их партнеров по коалиции в проведении своей военной операции, а также политического и пропагандистского обеспечения контртеррористической кампании.

При этом важно отметить и роль Турции, центрально-азиатских государств, а также Азербайджана, который, хотя и не напрямую, но косвенно стал участником проводимой кампании. Понятно, что у каждой из этих стран – свои интересы и это вполне объяснимо. Но непреложным является и тот факт, что все эти страны внесли весомый вклад в разгром ортодоксального режима фанатиков в Афганистане.

Как показывают события, Запад сегодня сильно обеспокоен своей внешнеполитической зависимостью от государств Ближнего и Среднего Востока. В Вашингтоне хорошо понимают, что существует значительный диссонанс между ортодоксами в этих странах, настроением “улицы” и прозападной внешней политикой их политических элит. Вместе с тем события в Афганистане еще раз продемонстрировали, что в исламском мире немало прагматичных, трезво мыслящих, реалистично думающих и умеющих принимать разумные решения политиков.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год


Метки: