Деловой рынок Грузии лучше, чем в Азербайджане

Т.ИСМАИЛ З.РАСУЛЗАДЕ

На днях появилась информация о том, что известная британская строительная компания Morrison, имеющая в своем активе немало крупномасштабных работ, решила приостановить свою деятельность в Азербайджане. Для тех, кто не знает, отметим, что Morrison за шесть лет работы в нашей стране успела оставить свой след.

Она построила популярную фаст-фуд-закусочную McDonalds, выставочный салон Mitsubishi Show Room, автозаправочную станцию bp, установила генераторы в забратском аэропорту и т.д. С целью выяснить, насколько соответствуют действительности эти слухи и в чем причины ухода Morrison с азербайджанского рынка, мы обратились к исполнительному директору этой компании в Баку Робби Дэвидсону.

Р.Дэвидсон отметил, что бакинский филиал Morrison делился на три различные компании, две из которых строительные и одна инвестиционная. Строительными руководит он сам. А инвестиционная – Project for Development Company – была ответственна за реализацию проекта по строительству пятизвездочного отеля в Национальном парке. Напомним, что этот проект так и остался нереализованным, несмотря на то, что на работы по нему было затрачено более 4,5 млн. фунтов.

– Правда, что Morrison покидает Азербайджан, и если да, то почему?

– В принципе, да. Но при этом Morrison пока не решила, уйдет ли она с азербайджанского рынка, или всего лишь приостановит деятельность своих офисов. Причин для этого несколько. Во-первых, компанию с 2000 года приобрела британская AWG. И согласно новой политике компании, Morrison должна больше выполнять строительные работы в Великобритании, чем за рубежом. Азербайджан не единственный регион, где мы решили приостановить свою деятельность. В похожей ситуации находятся и филиалы Morrison в Гане и Грузии. А дубайский филиал компании закрылся насовсем.

– Но какие специфические причины вынудили вас приостановить деятельность бакинского филиала Morrison?

– Местная деловая среда не очень комфортабельная для ведения бизнеса. Препятствиями можно назвать дополнительную бумажную волокиту и налоги, с которыми мы сталкивались во время реализации проектов. Это особенно касается пятизвездочного отеля, который Morrison собирался построить на территории Национального парка.

– Причина была в руководстве прежней мэрии?

– Нет, я бы не сказал. Госорганы хотели, чтобы мы реализовали проекты. Кроме того, Morrison – совместное предприятие, в которое входит и Бакинская мэрия. Да, определенные министерства создавали разные препятствия, но они, скорее всего, не последняя инстанция этих проблем. А вот заказчики, наоборот, не выполняли свои обязательства. К примеру, в проекте McDonalds заказчик все еще не выплатил нам 10% стоимости строительных работ. На данный момент мы судимся с ними, чтобы получить остаток контрактных денег. В случае с реставрационными работами в торговом пункте “Шарг базары” заказчик задолжал нам 0,5 миллиона долларов.

– Значит, дело все же в людях, а не в возможностях азербайджанского рынка?

– Дело в том, что компания AWG считает, что нынешняя деловая среда в Азербайджане неудовлетворительна для ведения бизнеса. Нам пришлось приостановить дела и в Грузии. По сравнению с Азербайджаном там меньше потенциальных возможностей для реализации строительных проектов, но грузинский рынок более благоприятен, чем азербайджанский. AWG также решила осуществлять бизнес в Чехии, на Дальнем Востоке и в странах Латинской Америки. Рынки этих стран также относятся к “переходному периоду”, но они намного “комфортабельнее”.

– В октябре 2001 года директор отдела развития проектов Morrison Дэвид Попл приезжал в Баку для встречи с мэром. Наверное, они не договорились или встреча не получилась…

– Да, г-н Попл приезжал в Баку и не только в октябре, но и раньше. Цель его визитов заключалась в ознакомлении с обстановкой для дальнейших планов Morrison. Он встречался с некоторыми представителями мэрии, но не с нынешним мэром.

– Вам когда-нибудь приходилось давать взятку чиновникам или кто-нибудь просил у вас взятки?

– Нет. Мы довольно респектабельная компания, чтобы позволить себе такое. У нас никто не просил деньги за оказание услуг, и мы никому не давали повода, чтобы предъявлять нам подобные требования.

– Что вы будете делать после того, как Morrison приостановит деятельность своего бакинского филиала?

– Я не собираюсь покидать Азербайджан в ближайшем будущем. У меня своя частная фирма. Как и Morrison, мы занимаемся строительными работами.

…Итак, похоже, невыносимое состояние азербайджанского делового рынка достигло своего апогея. Нашим чиновникам, и особенно Минэкономразвития и мэрии столицы, наверное, стоит призадуматься над тем, какие условия созданы для зарубежных инвесторов. Они пока наша единственная надежда на процветание.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год