Если завтра война…

Т.АНСАРИ

1 января Индия и Пакистан по традиции обменялись списками ядерных объектов на своей территории, как это происходит в течение последних 11 лет. В документах перечислены гражданские ядерные объекты с указанием их точного местонахождения: 10 на индийской территории и 6 – на пакистанской. Во всех других ситуациях подобный жест трактовался бы как “свидетельство миролюбивой политики” и т.д. Однако сегодня о вероятности ядерной войны между Индией и Пакистаном говорят со все большей определенностью.

Так, в последний день ушедшего года The Washington Times сообщила, что Пакистан и Индия впервые вплотную приблизились к началу атомной войны – обе страны, по сведениям западных спецслужб, окончательно подготовили к запуску свои ядерные боеголовки и могут привести их в действие уже в ближайшие дни.

В частности, Индия, по этим сведениям, технически сможет атаковать Пакистан своими Prithvi – баллистическими ракетами ближнего радиуса действия – уже в ближайший четверг или пятницу, и они могут достичь пакистанской столицы Исламабада. Согласно неофициальным данным, у Индии есть около 75 ракет Prithvi и 60 атомных зарядов, которые могут быть также доставлены на закупленных у России бомбардировщиках Ту-142, Ту-22 и истребителях МиГ-27, МиГ-29 и Су-30. Пакистан в свою очередь также закончил развертывать свою ядерную группировку – ракеты М-11 Shahin-2.

У Исламабада, как говорят эксперты, есть от 24 до 48 ядерных зарядов и 50 баллистических ракет (кроме ядерных боеголовок на них можно ставить и обычные). Обе страны, кроме того, продолжают подтягивать к границе новые воинские группы и в любой момент могут начать крупную неядерную войну. Руководство американской военной разведки – так называемое подразделение J2, подчиняющееся генштабу, – на прошлой неделе оценило ситуацию как “критическую”. В то же время, как пишет лондонская The Times, в Индии уверены, что и в этом случае они “выдержат первую ядерную атаку противника, а ответный удар будет ужасен и сотрет врага с лица земли”. Правда, сегодня трудно однозначно ответить на вопрос, возросла или уменьшилась угроза ядерной войны на Среднем Востоке в первые дни нового года.

Новогоднее обращение премьер-министра Индии Атала Бихаи Варджпаи, где тот призвал решать все вопросы с Пакистаном путем переговоров, многие наблюдатели расценивают как повод для осторожного оптимизма. Прибывший в Катманду для участия в саммите Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии министр иностранных дел Пакистана Абдул Саттар заявил по прибытии в непальскую столицу Катманду, что Пакистан против войны с Индией.

“Будем надеяться, что усилия, предпринимаемые с позиции сдержанности, ответственности и мира, – цитирует индийское телевидение руководителя пакистанской дипломатии, – увенчаются успехом и мы выйдем из нынешнего кризиса в отношениях между Пакистаном и Индией”. По заявлению же начальника полиции Карачи Тарика Джамиля, в юдных районах страны 1 января арестовано более 100 членов группировок “Лашкар-э-Тайба” и “Джаиш-и-Мохаммад”, обвиняемых Дели в организации нападения на индийский парламент 13 декабря, а общее число арестованных достигло 150 человек.

Правда, в Пакистане тут же дали понять, что речь идет о собственной политике, а не выполнении требований соседней Индии. Как заявил представитель МИД Пакистана Азиз Ахмад Хан, Пакистан намерен продолжать оказывать политическую и дипломатическую поддержку “освободительной борьбе кашмирского народа” и не будет принимать никаких мер против лиц и организаций, отнесенных Дели к террористическим, без получения доказательств их виновности.

По его словам, Исламабад получил от индийской стороны список из 20 лиц и организаций, якобы занимающихся террористической деятельностью, однако никаких конкретных свидетельств этому приведено не было. Арест двух лидеров пакистанских экстремистских организаций – руководителей “Лашкаре-таиба” Хафиза Мухаммада Саеда и “Джаиш-е-Мухаммад” Масуда Азхара, по словам дипломата, ничего общего не имеет с требованиями Индии, а их задержание связано с нарушением пакистанских законов.

Определенный оптимизм внушает нарастающая дипломатическая активность. По словам Азиза Ахмад Хана, президенту страны Первезу Мушаррафу постоянно звонят по телефону ведущие мировые политики с целью поиска путей ослабления напряженности в регионе: состоялись разговоры Мушаррафа с Генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном, британским премьером Тони Блэром, наследным принцем Саудовской Аравии Абдуллой, премьер-министром Шри Ланки Кумаратунге, госсекретарем США Колином Пауэллом, королем Иордании Абдаллой и ливанским премьер-министром Рафиком Харири.

Кроме того, 3 января Первез Мушарраф вылетает с кратким визитом в Китай, а затем в Непал на очередной саммит стран-участниц Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии, а 7 января в Исламабад прибывает Тони Блэр, который до этого посетит Дели. Шансы на то, что противоречия между Индией и Пакистаном будут урегулированы мирным путем, сохраняются. Однако и недооценивать серьезности ситуации тоже не стоит.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год