Страны Залива на пороге масштабного скандала

НУРАНИ

Центр информационной активности в Афганистане от горного массива Тора-Бора постепенно смещается в провинцию Гильменд. Здесь, как указывает газета “Ньюз” со ссылкой на главу безопасности Кандагара Хаджи Гуллауи, в ближайшие дни начинается новая массированная военная операция по “зачистке” территории и поиску Усамы бен Ладена, в которой будут участвовать около 5 тыс. афганских военнослужащих и американских морских пехотинцев.

Другой целью операции будут сбор оружия, находящегося у местного населения, и арест скрывающихся иностранных боевиков из террористической организации “Аль-Гаэда”.

Продолжается и публикация все новых подробностей о созданной Усамой бен Ладеном “империи террора”. По информации The New York Times, саудийский миллионер-террорист пытался создать ближневосточный террористический альянс, о чем свидетельствуют документы разведки США. Согласно им представители бен Ладена еще в середине 90-х годов вошли в контакт с сотрудниками иранских разведслужб, попытавшись заключить союз, направленный против Соединенных Штатов. Подобные встречи, отмечается в разведдонесениях, состоялись в 1995 и 1996 годах в Иране и Афганистане, и в их ходе поднимался вопрос о возможности объединения сил “для нанесения ударов по американским целям”.

В конечном счете попытки Усамы бен Ладена оказались тщетными не в последнюю очередь из-за вражды между Тегераном и афганским движением “Талибан”, давшим прибежище “террористу номер один”. Однако основная “волна компромата” о деятельности “Аль-Гаэды”, судя по всему, еще впереди. По сообщению РИА “Новости” со ссылкой на арабские СМИ, представители спецслужб арабских стран допрашивают в Афганистане своих сограждан, воевавших на стороне “Аль-Гаэды”. Так, сотрудники спецслужб Египта, Йемена и Саудовской Аравии находятся в Пакистане и участвуют в допросах боевиков, которые содержатся в тюрьме Кохат на северо-западе страны. Всего в Пакистане задержаны 319 арабских боевиков.

Согласие на то, чтобы представители минобороны Афганистана провели съемку и допросы арабских, афганских и пакистанских террористов, задержанных при переходе афгано-иранской границы, дали в Тегеране. Всего же на стороне “Талибана” и “Аль-Гаэды” сражались около 5 тысяч арабских боевиков. Между тем трудно исключать, что в ходе допросов достоянием спецслужб станет информация, касающаяся возможных связей с “Аль-Гаэдой” высокопоставленных лиц в ряде арабских стран.

В прессе уже сообщалось, что телекомпания АВС, осуществившая собственный перевод обнаруженной под Джелалабадом видеокассеты с записью беседы бен Ладена со своими соратниками, заявила, что некоторые сообщники бен Ладена, который является саудовским миллионером, поддерживают связи с весьма влиятельными кругами в Саудовской Аравии, а один из его собеседников, некий саудовский “диссидент” аль-Харби в ходе беседы дает понять, что тайком пробраться в Афганистан ему помог чин саудовской религиозной полиции, плюс ко всему некоторые религиозные деятели, известные своими тесными связями с саудовским правительством, выступили в поддержку терактов 11 сентября.

В печати уже проскальзывали сообщения и о том, что уже после введения авиационного эмбарго против Афганистана самолеты афганской авиакомпании “Ариана” совершали чартерные рейсы в аэропорт Шарджа в ОАЭ, – власти самого эмирата это категорически отрицают.

Как утверждают недавно побывавшие в Египте азербайджанские журналисты, симпатии к талибам и бен Ладену распространены и среди сотрудников правительственных структур Египта. А дистанция от политических симпатий до конкретной поддержки вовсе не так велика, как кажется. Так что не исключено, что вслед за допросами пленных боевиков в “заинтересованных государствах” начнется волна политических скандалов, связанных с “Аль-Гаэдой”.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год