Геополитический пасьянс

Анар МАМЕДХАНОВ, депутат Милли меджлиса

Приезд Путина в Баку можно считать успешным, уже хотя бы потому, что такой истерики в армянских СМИ я лично не припомню. Возбужденные до предела армянские журналисты и политики наперебой гадают на кофейной гуще: о чем говорили Алиев с Путиным с глазу на глаз? И о чем они могли договориться?

Я лично тоже не знаю, о чем они говорили, могу только догадываться, но даже если предположить,что они просто играли в нарды, такая реакция наших соседей меня вдохновляет. Попытаюсь объяснить причины моего воодушевления.

Представьте себе картину: Кочарян встречается с президентом Турции Сезером. Как вы думаете, можем ли мы предположить хоть на секунду, что Турция нас “сдает”?

Естественно, нет, даже самые крупные скептики на азербайджанской политической сцене не будут даже предполагать этого. А армяне предполагают,что их стратегический союзник их “”кинет” или уже “кинул”. Это говорит о том, что не все однозначно между Россией и Арменией, раз такие сомнение имеют место.

Я не склонен упрощать и не думаю, что это можно называть победой Азербайджана, но факт налицо – армяне сильно обеспокоены.

Анализ ситуации показывает, что Россия, вернее, тот политический центр, который сложился в российском руководстве – сугубо прагматичные люди, я бы даже сказал, цинично прагматичные люди. Они-то прекрасно понимают, что армяне никуда не денутся, и рассчитывать, кроме как на них (т.е. на Россию), не на кого.

Азербайджан же фактически ушел из-под геополитического влияния, выстоял и пережил жесточайщую транспортную блокаду со стороны России и.т.д. Да и вероятность прихода к власти в Азербайджане однозначно пророссийского политика равна нулю, и все геополитические капканы России “а ля Примаков” Азербайджан успешно обошел. Что остаётся в арсенале внешней политики Кремля? Сотрудничество или конфронтация?

Я склонен думать, что там выбрали первый вариант. Потому что: 1) Путину во чтобы то ни стало нужна внешнеполитическая акция,которая принесет России значительные дивиденды и имидж гаранта стабильности на Южном Кавказе, особенно на фоне арабо-израильских мирных переговоров,где фактор России просто проигнорирован; 2) Кремлю срочно нужно восстановить свое реноме в исламском мире, особенно после событий в Чечне; 3) России нужно срочно выводить свои энергоресурсы на европейский рынок(это основная статья дохода российского бюджета), а лучше Турции ей партнера не найти.

Кстати, Россия и Турция – “братья по несчастью”. Франция особенно рьяно выступала против России по поводу событий в Чечне. Плюс ко всему и Россия и Турция особенно остро реагируют на вмешательство извне, если это касается внутренних национальных проблем; 4) Путин прекрасно понимает, что вновь избранному президенту США Бушу, особенно на первом этапе, также необходимы внешнеполитические победы, тем более что администрация Буша весьма решительно настроена в отношении России и, если исходить из жестких заявлений членов администрации, намерена прессинговать Россию.

К тому же Путин наверняка осведомлен о том, что Буш, в отличие от Клинтона, априори весьма лоялен к Азербайджану, хотя бы на том основании, что его выдвижение и избрание на пост президента США лоббировали нефтяные компании, имеющие серьезный интерес в Азербайджане.

Я предполагаю, что армянская элита сильно забеспокоивась в связи с вышеперечисленными факторами. А Азербайджан впервые за много лет получил большое поле для маневров, а следовательно, и геополитическое преимущество.

Но вот вопрос, сумеем ли мы его реализовать? Зная опыт и талант Гейдара Алиева использовать любое мало-мальски значительное преимущество, хочется надеяться, что в ближайшем будущем нас ждут приятные сюрпризы.

Из архивов газеты ЭХО, 2001 год