“Чертова дюжина”

Н.АЛИЕВ, Х.ИСМАЙЛОВА

Азербайджан отказался присоединиться к протоколу N13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, сообщило вчера агентство Assosiated Press. Государства, поставившие свою подпись под этим документом, обязываются не применять смертную казнь ни при каких обстоятельствах, даже во время военных действий. Кроме Азербайджана протокол не подписали Россия, Турция, Болгария, Хорватия, Словакия, Албания и Армения. Фактически среди 44 государств – членов Совета Европы только восемь решили сохранить за собой возможность вернуть смертную казнь как высшую меру наказания.

Между тем представители 36 стран – членов СЕ поставили свои подписи под документом вчера, перед началом 110-го заседания комитета министров Совета Европы. Генеральный секретарь Совета Европы Вальтер Швиммер назвал решение этих 36 государств “решающим шагом ко всеобщей отмене смертной казни”. Высшая мера наказания уже исключена из законодательства большинства 44 стран, входящих в СЕ. Однако некоторые государства оставили за собой право применять ее при чрезвычайных обстоятельствах.

Почему Азербайджан – страна, отменившая смертную казнь, отказалась ставить последнюю точку? Глава отдела административного и военного законодательства Милли меджлиса Низами Сафаров прокомментировать информацию агентства AP не смог. Вилаят Гулиев, министр иностранных дел Азербайджана, находящийся в данный момент в Литве, в интервью “Эхо” назвал эту информацию неправильной. По его словам, “мы от подписания документа не отказывались. Более того, мы его давно ратифицировали”. Тот факт, что под документом подпись азербайджанского представителя все-таки не стоит, глава внешнеполитического ведомства объяснил так: “По протоколу, странам должно поступить приглашение на подписание этого документа. Но мы его не получали”.

Отметим, что представители азербайджанской делегации в ПАСЕ, выступая на дебатах во время январской сессии ассамблеи, высказывали отношение Азербайджана к этому протоколу. Например, по мнению Гюльтекин Гаджиевой, факт, что оккупировано 20 процентов территории Азербайджана, не позволяет нам ратифицировать этот протокол. “Азербайджан – единственная мусульманская страна, отменившая смертную казнь, и мы полностью поддерживаем это решение. Наша страна присоединилась к 6-му, 7-му, и 10-му протоколам данной конвенции. Однако мы сохранили за собой право применить смертную казнь в чрезвычайной ситуации, какой может оказаться военное положение в стране.

Кроме того, Азербайджан – единственная страна, входящая в Совет Европы, чья территория оккупирована, и ратификация этого протокола может ограничить действия в том случае, если конфликт придется решать силовым путем. После того, как азербайджанские земли освободятся, никаких препятствий для присоединения к протоколу не останется”, – считает Гюльтекин Гаджиева. В то же время глава Парламентской комиссии по международным отношениям Самед Сеидов утверждает, что позиция Азербайджана в этом вопросе иная. “Мы готовы подписать этот документ”, – говорит Сеидов.

По мнению парламентария, “если подписи Азербайджана нет, то это связано с техническими причинами”. – Так значит, если бы технических препятствий не было, мы бы присоединились к этому протоколу? – Безусловно. Однако факт остается фактом – подписи Азербайджан под документом нет. За исключением неразберихи с протоколом под злосчастным номером 13, в Вильнюсе никаких курьезов не было. Согласно сообщению МИД Азербайджана, в течение этого года генсек СЕ Вальтер Швиммер посетит нашу страну. Об этом Вальтер Швиммер сообщил на встрече с министром иностранных дел Азербайджана Вилаятом Гулиевым в Вильнюсе в рамках 110-го заседания комитета министров СЕ. В ходе встречи обсуждались также вопросы выполнения Азербайджаном обязательств перед СЕ, деятельности мониторинговых групп в данной сфере, роль СЕ в карабахском урегулировании и др., сообщает пресс-служба МИД Азербайджана.

Как сказал “Эхо” Вилаят Гулиев, вчера он выступил на заседании комитета министров СЕ и провел встречи с госсекретарем швейцарской конфедерации по иностранным делам Францем Ван Деникеном, главой МИД Люксембурга Лидией Полфер, председателем комиссии ООН по правам человека Мэри Робинсон. Выступление Гулиева было посвящено роли, которую могут сыграть европейские структуры в решении карабахской проблемы. Также на вчерашнем заседании комитета министров выступил замминистра иностранных дел Армении Мартиросян.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: