Правозащитники требуют помиловать опоновцев

З.ВЕЛИХАНОВА

Вопрос статуса опоновцев, арестованных после мартовских событий 1995 года, был в центре внимания вчерашней конференции, организованной Комитетом по защите их прав. Приглашенные на встречу правозащитники, юристы и политические деятели пытались ответить на вопрос: можно ли считать опоновцев политзаключенными?

По общему мнению, все спецназовцы, обвиненные в попытке госпереворота, соответствуют международным критериям определения лиц, заключенных по политическим мотивам. Таковыми их признала и экспертная группа Совета Европы. И теперь стоит вопрос об их освобождении, тем более, что большинство из них отсидело больше половины своего срока.

Противоречия заключаются лишь в том, что правозащитники руководствуются разными списками политзаключенных. Так, по списку Федерации правозащитников Азербайджана в заключении осталось больше половины опоновцев. В то же время список Мониторинговой группы, который охватывает только бакинский ОПОН, свидетельствует о том, что в заключении находятся всего 65 человек. Тем не менее все правозащитники утверждают, что освобождению подлежат все опоновцы.

“Мы требуем скорейшего помилования опоновцев. Вопрос об их реабилитации сейчас не стоит. Поскольку при этом режиме этого не будет, – считает Лейла Юнус, директор Института мира и демократии (ИМД). – Мы надеемся, что кто бы ни пришел к власти после нынешнего режима, решит вопрос их реабилитации и мартовские события 1995 года найдут свою юридическую и правовую оценку”. Поэтому, продолжила она, мы должны приветствовать создание отдельной комиссии по политзаключенным. К этому мнению присоединился и известный юрист Исахан Ашуров. “Никто не застрахован от того, что завтра не будет незаконно осужден”, – считает он. Согласно его трактовке событий, в марте 1995 года произошла “разборка между главой государства и Ровшаном Джавадовым”.

Последний полагал, что за свои заслуги он будет назначен главой МВД. Но этого не произошло, что и спровоцировало противостояние. В то же время на конференции было высказано мнение, что, причисляя опоновцев к числу политзаключенных, нельзя ставить их в один ряд с Аликрамом Гумбатовым, Искендером Гамидовым, Рагимом Газиевым. Потому как, по мнению депутата ММ Игбала Агазаде, первые – предатели, а другие – защитники родины. “Я выступаю с позиции государственности”, – сказал он, объясняя свою точку зрения.

По твердому убеждению Бахтияра Джавадова, отца Ровшана Джавадова, речь нужно вести не о прощении опоновцев, а просто задаться вопросом, за что их убили, посадили. С этим вопросом Джавадов обращается во все госструктуры. “Пусть проведут расследование: за что их убили?” Однако до сих пор он не получил ни одного ответа. Пока Гейдар Алиев у власти, никто не допустит этого, уверен он. “Пока он во главе государства, Карабах никогда не вернут”, – сказал Бахтияр Джавадов на конференции. “Им не нужен Карабах, – поддержал И.Ашуров, – они хорошо устроились и на Абшеронском полуострове”.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: