В Пакистане прошел общенародный референдум

Т.КАСИМОВА

Прошедший 30 апреля в Пакистане референдум, по мнению многих наблюдателей, во многом определит развитие событий в этой стране по крайней мере на ближайшее будущее.

На суд граждан страны был вынесен один вопрос: о продлении президентских полномочий нынешнего главы государства Первеза Мушаррафа, чтобы предоставить ему возможность продолжать начатые реформы. Утром 1 мая в Пакистане государственное радио страны обнародовало предварительные результаты референдума, полученные на основе подсчета 75% бюллютеней. Как указывается, 97,5% избирателей проголосовали за продление полномочий Первеза Мушаррафа.

Как того и следовало ожидать, оппозиционные партии – а это главным образом лидеры фундаменталистских группировок – заявили, будто на избирательные участки пришло менее пяти процентов населения, на избирателей оказывалось давление и т.д. Однако еще накануне, когда голосование в Пакистане было в полном разгаре, иностранные журналисты сообщали, что активность избирателей весьма высока.

Более того, тем, кто уже проголосовал, на руки ставились отметки специальной несмываемой краской, чтобы не допустить повторного голосования одних и тех же персон. И что особенно важно, референдум обошелся без серьезных инцидентов и террористических актов – и это при том, что буквально накануне плебисцита в стране произошло несколько серьезных террористических актов.

Несколько недель назад неизвестные бросили гранату в церковь, посещаемую в основном сотрудниками дипломатических миссий – среди погибших оказались американские дипломаты, ранее работавшие в столице Азербайджана, а буквально несколько дней назад взрыв прогремел в одной из шиитских мечетей Пакистана. Как отмечают наблюдатели, нынешнему референдуму предшествовали достаточно сложные политические и правовые коллизии. Первез Мушарраф пришел к власти в результате бескровного переворота в октябре 1999 года.

После чего в Пакистане был создан уникальный правовой прецедент – верховный суд страны одобрил действия военных, захвативших власть, мотивировав это “высшими интересами страны”, погрязшей в коррупции и казнокрадстве и отягощенной огромным внешним долгом, и разрешил правительству Мушаррафа оставаться у власти в течение трех лет, то есть до октября 2002 года, для проведения объявленных реформ, а затем обязал провести выборы в распущенный парламент и передать правление гражданскому правительству. Кроме того, по решению суда, Мушарраф получил право вносить изменения в конституцию своими указами.

На основе этого судебного решения Первез Мушарраф в июне 2001 года занял пост президента страны, сохранив при этом посты главы исполнительной власти, то есть премьер-министра, командующего армией и председателя национального совета безопасности. По конституции страны, президента избирают члены парламента, однако проведенный теперь референдум позволит ему оставаться у власти до 2007 года и после намеченных на осень парламентских и местных выборов.

Такое развитие обеспечивает не только внутреннюю стабильность в Пакистане. Как показывает анализ событий последнего времени, Первезу Мушаррафу удавалось благополучно выходить из, казалось бы, безнадежных политических “ловушек”. В самом начале афганского кризиса Первез Мушарраф установил дипломатические отношения с талибами, но сумел не допустить “подпитки” с их стороны вооруженного исламистского подполья в самом Пакистане.

После терактов 11 сентября 2001 года в США и начала международной антитеррористической операции Пакистан разорвал дипломатические отношения с талибами, разрешил США пользоваться воздушным пространством Пакистана для проведения военной операции в Афганистане, предоставил американцам развединформацию и даже передал силам антитеррористической коалиции ряд военных баз на своей территории. По приграничным с Афганистаном городам Кветта, Пешавар и Равалпинди прокатилась волна манифестаций, но ситуация не вышла из-под контроля властей.

В результате Мушаррафу удалось получить политическую, финансовую и экономическую поддержку ведущих стран мира, а также добиться снятия всех ранее введенных ограничений на оказание помощи, в том числе в военной области. Более того, Мушаррафу удается сдерживать накал страстей и на фоне усиливающейся межрелигиозной вражды в Индии, откуда практически постоянно приходят сообщения о все новых столкновениях и жертвах.

При этом нет сомнений в том, что в стабильности ситуации в Пакистане коренным образом заинтересован и Азербайджан. Пакистан, одним из первых признавший независимость нашей страны, является сегодня одним из важнейших союзников Азербайджана, причем не только в экономической и политической областях, но и в военной. Так что у нашей страны явно есть повод воспринимать итоги пакистанского референдума “с глубоким удовлетворением”.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: