Ближний Восток: внутриарабская расстановка сил меняется

Т.КАСИМОВА

Дипломатическая активность на Ближнем Востоке сменилась очередным “затишьем”. Штаб-квартира палестинского “раиса” по-прежнему находится под прицелом, а его представители ведут переговоры с британскими и американскими экспертами, которые палестинские источники именуют “позитивными”.

Как сообщают СМИ, кабинет министров Израиля вновь отказался допустить в Дженин ооновскую комиссию по расследованию действий израильской армии. Как подчеркивают официальные лица этого государства, ООН нарушила договоренности, ранее достигнутые по этому вопросу с Израилем. Посол Израиля в ООН Арон Якоб потребовал, чтобы члены комиссии ООН получили четкие инструкции, в чем состоит их задача и чем они должны заниматься. А правительство в своем заявлении напоминает, что Израиль выдвинул ряд важных условий, призванных обеспечить беспристрастность расследования, и до тех пор, пока они не будут выполнены, ни о каком расследовании не может быть и речи. Словом, застой по всем направлениям.

Но пока пресса продолжает самым внимательным образом отслеживать ситуацию вокруг храма Рождества и штаб-квартиры Ясира Арафата, практически без внимания остаются политические процессы во внутриарабской среде. А они, как минимум, заслуживают внимания. Как передает MIGnews.com, ссылающаяся в свою очередь на влиятельную израильскую газету Haaretz, Сирия в лице ее президента Башара Асада утратила влияние на террористическую организацию “Хезболлах”, базирующуюся в Ливане. Как указывает газета, в конце марта – начале апреля, когда атаки “Хезболлах” на северные границы Израиля были почти ежедневными, израильское руководство в рамках “политики сдержанности” обратилось к официальному Дамаску с призывом остановить атаки “Хезболлах”, грозящие новым витком напряженности во всем Ближневосточном регионе.

Башар Асад обещал предпринять определенные шаги, однако признаков, что Сирия всерьез намерена остановить “Хезболлах”, так и не проявилось. И после короткой “передышки” “Хезболлах” возобновила свои атаки 26 апреля. Представитель этой организации аль-Мустакбал заявил, что действия “Хезболлах” должны продемонстрировать, что она ничего и никого не боится – “даже американского давления”. Источники предполагают, что сегодня самым серьезным авторитетом для “Хезболлах” является Тегеран. Входящий, в отличие от Сирии, в обозначенную президентом США “ось зла”. Конечно, можно предположить, что Башар Асад, получивший президентский пост “в наследство”, просто не обладает достаточным авторитетом.

Однако нельзя не заметить, что укрепляются и позиции радикалов в палестинском руководстве. Серьезные изменения там предрекает, в частности, катарская телестанция Al Jazeera. Если раньше сообщалось о назначении Ясиром Арафатом коллективного руководства из пяти членов на случай гибели, смерти, ссылки или пленения главы ПНА, то теперь речь идет об определенном “преемнике”. Эти же сведения подтвердила палестинская газета As-Sanara, передает РИА “Новости”. Al Jazeera указывает, что своим преемником Арафат назначил шефа политического отдела Организации освобождения Палестины Фарука аль-Каддуми, который фактически определяет внешнюю политику палестинской национальной администрации.

Министр по делам парламента Набиль Амро заявил, выступая по радиостанции “Голос Палестины”, возобновившей вещание в Рамаллахе, что сразу после вывода израильских войск в автономии пройдут парламентские и муниципальные выборы в рамках подготовки к провозглашению палестинского государства со столицей в Иерусалиме, внутри палестинского руководства произойдут серьезные перестановки, в нем появятся высококвалифицированные специалисты и новые лица, а все палестинские спецслужбы будут объединены в одну.

Политика свершившихся фактов, к которой пытаются прибегнуть в Палестине, – это всегда опасная игра. Тем более в таком регионе, как Ближний Восток. И не исключено, что очередная попытка “провозглашения палестинского государства со столицей в Иерусалиме” обернется очередной национальной катастрофой для самих палестинских арабов.

Тем более не верится в проведение в Палестине свободных и демократических выборов. И о том, кем окажутся эти самые “новые люди”, можно судить по личности нового преемника Арафата, который, как указывают масс-медиа, порой занимает по многим вопросам куда более радикальные позиции, чем престарелый “раис”.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: