Камерный балет “Терпсихора” показывает характер

А.ГАДЖИЕВА

Бакинский камерный балет “Терпсихора” был создан балетмейстером Рашидом Карацев-Ахмедовым в 1982 году. Рашид не взял на себя руководство театром, заняв лишь позиции балетмейстера-постановщика и ведущего солиста. С 1998 года Карацев-Ахмедов был избран директором и художественным руководителем театра. Театр зарегистрирован как “общественно-независимый”. При “Терпсихоре” действует одноименная фирма, которая занимается главным образом тем, что обеспечивает труппу всем необходимым во время постановок.

Камерный балет Баку “Терпсихора” высоко ценит свою независимость и не намерен и в дальнейшем связываться с какими-либо госучреждениями. Исполнителей в театре готовят сами, отобрав танцоров из числа выпускников Бакинского хореографического училища, а также из Государственного театра оперы и балета.

Балетным режиссером Рашид Карацев-Ахмедов мечтал стать с детства. Свои первые спектакли он поставил в “домашнем театре” в шесть лет с исполнителями-сверстниками, увлеченными хореографией. Это были слепки с танцевальных представлений Народного детского театра балета при Центральном доме офицеров имени Ази Асланова, где долгие годы существовал известный в Баку хореографический коллектив. Затем последовали занятия в Бакинском хореографическом училище, был занят в спектаклях Государственного театра оперы и балета. Исполнительский багаж понадобился Рашиду Карацеву-Ахмедову во время его поступления на отделение балетной режиссуры Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова, в мастерскую народного артиста России, главного балетмейстера Государственного театра оперы и балета имени Мусоргского – Н.Боярчикова.

Первой его работой стала постановка двухактного спектакля “В честь танца” на сборную музыку. В сюжете спектакля присутствовала скрытая автобиографичность его автора. В первом акте – “черно-белом” – показаны репетиции, класс-концерт, неурочные часы из жизни танцоров, а во втором – “цветном” – артисты одеты в красочные костюмы, они уже танцуют на сцене. Прием “балет в балете” стал основополагающим в данном произведении, был показан триумф музы танца Терпсихоры. Сейчас камерный балет Баку “Терпсихора” готовится к двум юбилеям: театр будет отмечать двадцатилетие собственной творческой биографии и 120-летие Стравинского. К этим юбилейным датам “Терпсихора” готовит балет “Аполлон и Орфей”, поставленный Рашидом Карацевым-Ахмедовым на основе двух балетов Стравинского “Аполлон” и “Орфей”.

Выбор пал на эти произведения по той причине, что, как считает художественный руководитель “Терпсихоры”, “эти произведения относятся к позднему творчеству Стравинского и мало изучены”. Главные партии в балете “Аполлон и Орфей” исполняют Кюбра Ахмедова, Сабина Шейхмурадова, Сабина Агаева и Джамиля Бабаева. Посольство Греции в Азербайджане преподнесло в подарок театру компакт-диск с музыкой. Посольство заинтересовала идея постановки этого балета, так как в музыке этих произведений преобладает греческая, античная тематика.

Тогда же, по утверждению Р.Карацева-Ахмедова, был подписан контракт между худоджественным руководителем театра “Терпсихора” и послом Греции Меркуриосом Карафотиасом о том, что посольство выдаст две тысячи долларов на постановку балета к маю 2002 года. В театре этот контракт получили 31 января этого года. Время идет, а в посольстве не торопятся выполнять свое обещание. Случилось недоразумение.

Рашид Карацев-Ахмедов:

– Да какое это недоразумение. Нас просто “кинули” в посольстве Греции! Вот как это называется! Они уже не хотят давать денег. …Что с ними воевать?! Я же не бандит. Мы с ними заключили контракт, в котором черным по белому написано, что они обязуются дать нам две тысячи долларов на постановку этого балета. Я лично встречался с послом, но услышал, мол, “подождите, мы вам поможем, мы вам выберем театр”. Но время идет, прошел март, апрель заканчивается, а премьера – в мае.

Мы с ним поспорили на этой почве, я расшумелся, а потом ушел и махнул рукой на них и их деньги. Я им только одно сказал: “Мы – бедные и у нас благотворительное общество, а вы – богатые – хотите оставить эти деньги себе. Ну и оставляте, а мы, бедные, нищие, и без вас обойдемся. А теперь они говорят, что, мол, я “веду себя так, будто в греческом посольстве мне должны деньги”. Конечно, можно было бы обратиться в органы, чтобы с ними разобрались, раз они не выполняют условия контракта.

Но времени на эти разборки нет, так как мы заняты подготовкой к премьере. Сейчас мы ведем переговоры с Оперной студией имени Ш.Мамедовой о том, чтобы получить у них бесплатно помещение и сцену для премьеры. Если договоримся – хорошо. Если же нам откажут, придется премьеру сыграть на сцене Гимназии искусств. Будем продавать билеты, чтобы хоть как-то оправдать затраты на постановку. Мы уже потратили около 500 долларов на декорации, костюмы, приглашенных педагогов, заказали афиши, программы, билеты.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: