Любой спор докажет правоту Азербайджана

Ш.АББАСОВ

Президенты прикаспийских стран продолжают комментировать итоги, мягко говоря, неудачного саммита в Ашгабате. Так, глава Казахстана Нурсултан Назарбаев считает, что нельзя “допустить в Каспийском регионе непримиримого противостояния интересов”. Выступая вчера на открытии в Алматы евразийского медиа-форума, Назарбаев назвал Каспийское море важнейшей энергетической базой развития в XXI веке. Свою оценку итогам саммита дал в интервью “Эхо” и завсектором аппарата президента, эксперт по вопросам Каспия, профессор Рустам Мамедов:

– Итоги саммита можно оценить в том плане, что привлечение всех президентов прикаспийских стран к решению проблем Каспия – прогрессивный шаг. То, что саммит состоялся, – событие огромной важности. Все президенты смогли сесть за одним столом и высказать свое отношение к проблеме. Безусловно, это положительный итог.

– Но у саммита есть и другой итог, а именно то, что путь к урегулированию будет очень долгим?

– Это естественно. Раздел Каспия – это непростой, судьбоносный вопрос, поэтому надеяться, что все произойдет очень легко? Нет, я не думаю…

– Чем вы объясните откровенно неуважительное отношение, которое президент Туркменистана проявил к Гейдару Алиеву?

– Я думаю, что лучше всего в этом вопросе ориентироваться на взгляды и позиции нашего президента. Он заявил, что все было нормально и саммит прошел на высоком уровне. Так что в измышлениях, я думаю, нет необходимости.

– А как вы оцениваете заявление Туркменбаши о том, что Азербайджан не должен апеллировать к советскому периоду и делать упор на том, что каспийские месторождения открыли именно наши нефтяники?

– Юридически это абсолютно неправильная точка зрения. С правовой точки зрения, территориальные споры, если по ним нет юридического основания, то есть договорного материала, решается именно на этом основании. Поскольку эти нефтяные месторождения были освоены азербайджанскими нефтяниками, я думаю, дополнительной необходимости в том, чтобы доказывать вопрос об их принадлежности, нет. Есть принцип древнеримского права – “Чем владел, тем владей и дальше”. Этот принцип применяется при разрешении территориальных споров в рамках международного суда ООН. Есть и другие принципы: давность владения, давность эксплуатации и т.д.

Этот комплекс принципов древнеримского права сегодня содержится в национальных законодательствах цивилизованных стран и на них делается ссылка в статье 38 статуса международного суда ООН. То есть, в случае отсутствия международного договора и каких-либо юридических актов для разрешения территориального спроса применяются принципы древнеримского права. И все эти принципы, которые я перечислил, подтверждают законное право Азербайджана на разработку, на освоение и на собственность этих месторождений.

Что же касается вопроса делимитации границ, то за основу здесь будет браться не тот метод, который Туркменбаши сам придумал. Будут применяться принципы, которые часто использовали в мировой практике, имеющие характер прецедента. Да, универсальной нормы по данному вопросу не существует, однако есть практика пограничных озер и именно она будет принята за основу.

– Не кажется ли вам, что Азербайджану отныне одному придется решать свои проблемы с Туркменистаном и Ираном?

– Если эти проблемы не будут разрешены, то создадут в будущем много проблем. Поэтому я полагаю, что договориться намерены все прикаспийские страны. Они обязаны это сделать – другого выхода нет. Иначе прикаспийские процессы могут получить необратимый характер и ситуация вообще выйдет из-под контроля. Кроме того, в урегулировании проблем заинтересованы не только прикаспийские страны, но и Запад, США, Евросоюз. Ведь Каспий – очень важный нефтеносный район, который в будущем будет обеспечивать нужды Европы в энергоносителях. Поэтому Запад никогда не допустит того, чтобы процессы в очень важном экономическом регионе пошли в неизвестном направлении.

– Ваш прогноз на ближайшее будущее – какой из стран придется пойти на уступки?

– Уступать не надо никому. Каждая страна должна получить то, что ей положено. О каких уступках может идти речь? Азербайджан, например, уже взял свою долю и не претендует на чужую. Я уверен, что любой спор, который пусть даже дойдет до международного суда ООН, докажет правоту Азербайджана. …Подвижки в переговорном процессе есть, и стороны должны и дальше работать в этом направлении.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год