Что будет с ценами за проезд в метро в Баку?

С.МУСТАФАЕВА

С тех пор, как глава Бакметрополитена Таги Ахмедов выступил в первый раз с сенсационными заявлениями по поводу того, что стоимость проезда в метро может быть увеличена, прошло около 5 месяцев. Отметим, что тогда Ахмедов приводил для этого достаточно убедительные доводы.

По его словам, цена проезда одного пассажира, определенная государством в 250 манатов, не может покрыть текущих расходов, так как ее себестоимость – 1690 манатов. Между тем, по расчетам Министерства финансов, эта цифра без амортизационных отчислений составляет 974 маната.

При этом Минфин считает, что реальная плата за проезд должна быть на уровне 750 манатов. Что интересно, “задумки” Таги Ахмедова не изменились и после отмены льгот, благодаря чему ежесуточный пассажиропоток Бакметрополитена возрос, по данным на 1 января 2002 года, на 50 – 60 тыс. человек.

И, несмотря на то, что отмена льгот позволила увеличить ежедневный доход Бакметрополитена на 12,5 млн. манатов и еще 250 млн. манатов он выручает в месяц от размещения рекламы, и в том числе 180 – 190 млн. манатов от торговли, многие проблемы все еще остаются нерешенными. Одна из них имеет форму дебиторских долгов в размере 60 млрд. манатов, из которых 39 млрд. приходится на долги за электроэнергию. Однако глава Бакметрополитена решил “расправиться” с ними весьма своеобразно. Но об этом позже.

По словам замначальника Бакметрополитена Агаисмаила Оруджева, в вопросе стоимости проезда в метро все остается без изменений. Со стороны финансовых госструктур пока никаких предложений не поступало. Известно лишь то, что работы в этом направлении ведутся. “Мы же, в свою очередь, хоть и выступаем за увеличение цены за проезд в метро, не имеем права что-либо менять и ждем решения правительства”, – говорит Оруджев.

Практически то же самое “Эхо” сообщили и в пресс-службе Минэкономразвития, но при этом добавили, что “руководство Бакметрополитена пока не обращалось в МЭР с подобными предложениями. Этот вопрос – прерогатива Тарифного совета, но и туда тоже никаких заявлений не поступало”. Слышать подобные утверждения весьма странно, поскольку после выступлений Т.Ахмедова сразу же была создана “рабочая группа по регулированию тарифов за проезд в метро”.

Напомним, что 5 месяцев назад о создании рабочей группы сообщил министр экономического развития Фархад Алиев, и подтверждением тому, что этим вопросом серьезно заинтересовались финансовые госструктуры, служили слова министра финансов Аваза Алекперова о том, что “тарифы в метро в 3 раза ниже реальных, и правительство должно подкорректировать этот вопрос”.

Однако, несмотря на то, что с тех пор прошло много времени, правительство в этом вопросе не определилось, более того, соответствующие структуры, по всей видимости, не желают информировать общественность о проведенной работе. Напомним, что возможные изменения ценовой планки в метро вызвали серьезный резонанс в обществе.

Тяжелое социально-экономическое положение населения, отмена льгот и заявления главы Бакметрополитена “удачно” совпали по времени. И, возможно, правительство именно поэтому решило отложить обсуждение этого вопроса на более поздние сроки, т.е. на время, когда страсти полностью улягутся.

Спрогнозировать же то, что произойдет дальше, нетрудно – решение об изменении цен и причем в пользу Бакметрополитена, будет принято тогда, когда времени для дискуссий и споров уже не останется. Отметим, что практически то же самое было сделано и с отменой льгот.

С другой стороны, можно понять и руководство метрополитена. Для нормального функционирования этой организации требуется ежегодно порядка 128 млрд. манатов дотаций, в то время, как “подземке” выделяется порядка 13 млрд. манатов. По словам Т.Ахмедова, при нынешних объемах бюджетного финансирования могут наблюдаться и нарушения в режиме работы Бакметрополитена, а его увеличение позволит обновлять основные фонды метро, объем которых составляет 700 млн. манатов.

“Нынешний объем финансирования позволяет пока предотвращать возможные технические сбои, но без постепенного обновления основных фондов это делать затруднительно”, – отмечтил Т.Ахмедов. А теперь о том, как Бакметрополитен будет решать проблемы с дебиторскими долгами за электроэнергию.

По словам Таги Ахмедова, в ближайшей перспективе метро и не собирается отдавать долги “Азерэнержи”, которые (по данным на 1 января 2002 года) составили 39 млрд. манатов. Сказано это было уверенно и не оставляло даже тени сомнения в том, что в будущем компания Barmek, взявшая на себя систему энергоснабжения столицы, тоже сможет рассчитывать на плату за электроэнергию.

Наоборот, судя по словам Т.Ахмедова, в компании с понимаем относятся к той значимой функции, которую выполняет метрополитен в системе пассажироперевозок населения, а значит, и к финансовым проблемам ведомства. Хотя, с другой стороны, у этой компании нет другого выхода – остановка электрообеспечения метро повлечет за собой автоматическое отключение более 500 насосов, откачивающих талую воду, что в свою очередь приведет к затоплению тоннеля метро. А это означает скандал на правительственном уровне…

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: