Прощание с великим романтиком

НУРАНИ

Сообщения о смерти великого норвежского ученого, путешественника и исследователя Тура Хейердала большинство информационных агентств и электронных масс-медиа без колебаний вынесли на первые места. Тур Хейердал скончался в возрасте 87 лет в семейном поместье на севере Италии.

О том, что здоровье путешественника резко ухудшилось, пресса сообщала все последние дни. Впервые с подозрением на злокачественную опухоль Тур Хейердал был госпитализирован еще около года назад. Но несмотря на то, что ученому была сделана тяжелая операция, остановить прогрессирование болезни не удалось. Второй раз Тура Хейердала госпитализировани уже накануне “европейской” Пасхи. И когда стало ясно, что шансов на выздоровление уже нет, ученый решил покинуть клинику и провести последние дни с членами своей семьи.

Тур Хейердал будет похоронен в Норвегии с государственными почестями. Наверное, трудно найти в XX веке другого ученого, на счету которого было бы столько сенсационных открытий, доказанных при помощи отчаянных экспериментов. Мировую известность норвежскому путешественнику принес переход на бальсовом плоту “Кон-Тики” из Перу на острова Полинезии в 1947 году. Таким образом молодой ученый-антрополог доказал, что на бальсовых плотах древние инки могли совершать океанские переходы, и именно из Южной Америки происходило заселение Полинезии.

Перед выходом экспедиции в море морской министр Перу взял с путешественников расписки, что правительство его страны никакой ответственности за этот эксперимент не несет. В 69-70-х годах Тур Хейердал организовал две экспедиции через Атлантический океан на папирусных лодках “Ра” и “Ра-2”, а в 1977 году – на тростниковой лодке “Тигрис” по реке Тигрис, Персидскому заливу и Аравийскому морю.

Плавания Тура Хейердала вовсе не были “рекламными трюками” – его экспедиции преследовали только одну цель: доказать, что люди были способны строить корабли и совершать на них дальние переходы значительно раньше, чем это гласит классическая историческая наука. И мореплавание сыграло в становлении человеческой цивилизации куда более важную роль, чем это принято считать. А самые древние в мире изображения кораблей обнаружены в Гобустане, на территории Азербайджана.

Впервые Тур Хейердал посетил нашу страну, тогда еще не имевшую независимости, в 1981 году, приехав в СССР по приглашению академика Мстислава Келдыша. И тогда же впервые увидел петроглифы Гобустана. Второй раз он приехал в уже независимый Азербайджан в 1994 году. Третий раз Хейердал побывал в Азербайджане в 1999 году, по приглашению общества дружбы “Азербайджан-Норвегия”. И тогда же выступил с лекцией, где и раскрыл свою сенсационную теорию о том, что предки современных народов Скандинавии пришли туда из Азербайджана. Письменная история Скандинавии существует примерно с 800 года нашей эры, причем речь идет о записанных Снорре древних исландских сагах, по которым можно проследить всю генеалогию скандинавских королевских династий.

А в них говорится, что скандинавы во главе со своим верховным правителем Одином пришли в Северную Европу с земли племени ас. В официальной науке это принято было считать фольклорным мифом, а не исторически достоверным фактом. Но Снорре, отмечал Тур Хейердал, приводит совершенно достоверное географическое описание земли племени ас, называя Гибралтар Гибралтаром, Дарданеллы – Дарданеллами, и указав, что землю асов следует искать к востоку от Черного моря. То есть там, где находится Азербайджан. Указывается и причина, побудившая Одина, как о том говорится в сагах, взять своих военачальников, жрецов и подданных и отправиться на север Европы – они спасались от… нашествия римлян. А ведь римляне, подчеркнул Тур Хейердал – это не мифический персонаж.

Недостающее звено в цепи доказательств вновь было обнаружено в Гобустане. Это – тот самый “римский”, или “латинский”, камень, согласно которому приход римлян в Азербайджан датируется примерно 80-ми годами нашей эры. Изучавший в университете биологию, антропологию и географию и верный своей идее искать истину на стыке нескольких наук, Тур Хейердал применил здесь общеизвестный способ – “подсчет поколений”. При помощи исландских саг нетрудно было установить, сколько поколений норвежских королей сменилось со времен Одина. Снорре указал, что от Одина до “настоящего времени”, то есть момента, когда саги были записаны, их было 31.

За основу исследования он принял царствование короля, при котором произошло объединение Норвегии – эта дата была точно зафиксирована в истории. В антропологии давно известно и установлено, что одно поколение сменяет другое примерно через 25 лет. Эта величина одинакова и для народов Полинезии, и для Северной Европы. Подсчитав же количество поколений, сменившихся у скандинавских королей с переселения из земли асов до объединения Норвегии, нетрудно было установить, что переселение в Северную Европу произошло во второй половине первого столетия новой эры.

То есть именно тогда, когда римляне пришли в Азербайджан! Летом 2001 года Хейердал предпринял новую научную экспедицию, поставив перед собой цель найти следы викингов в Приазовье. Нетрудно заметить, что именно через Приазовье должен был пролегать их путь из Азербайджана на север Европы. Экспедиции Тура Хейердала удалось собрать более 35 тыс. археологических находок, любая из которых могла произвести сенсацию. “В Ньюфаундленде была когда-то найдена круглая пряжка с подвижным язычком. Из-за этого история Америки была пересмотрена.

Это доказывало, что викинги побывали на этом месте где-то в тысячном году. Здесь мы нашли три таких пряжки. Если мы будем придерживаться такой методики, то свои предположения мы уже трижды доказали”, – говорил сам исследователь.

Можно долго спорить, удалось ли Туру Хейердалу доказать, что именно из Южной Америки пришли предки полинезийцев, верна ли его теория о том, что предки викингов пришли на север Европы из Азербайджана и т.д. Он доказал главное: морские путешествия были возможны уже в глубокой древности. И еще он оставил в наследство человечеству совсем другую науку. Ту, где открытия делаются на стыке археологии, биологии, антропологии, древних легенд и отчаянных экспериментов. Ту науку, где нет невозможного и нет непререкаемых авторитетов, и раз и навсегда устоявшихся догм.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: