Тяжба за право на аукцион

Р.НАСИРОВ

Министерство экономического развития (МЭР) намерено задействовать Республиканский аукционный центр (РАЦ) для биржевой деятельности по продаже находящегося под арестом имущества предприятий-должников. Агентство “Туран” со ссылкой на информированные источники сообщает, что в связи с этим МЭР обратилось в Министерство юстиции для включения РАЦ и его региональных центров в список организаций, имеющих право на ведение указанной деятельности.

Между тем, согласно закону АР “Об исполнении судебных решений”, который вступил в силу 8 марта 2002 года, имущество должника, находящееся под арестом, хоть и подлежит продаже путем аукциона, но “распродажа” эта должна проводиться не судебными исполнителями, как это практиковалось раньше, а посредством специализированных предприятий, созданных при товарных биржах (статья 53.2). Также в сообщении агентства говорится, что правом проведения аукционов на продажу движимого и недвижимого имущества обладают специализированные дочерние предприятия Зерновой (имеет 14 межрайонных предприятий) и Товарно-сырьевой (имеет 12 межрайонных предприятий) бирж. При некоторых из них уже даже созданы брокерские конторы и оценочная служба.

Кроме этого лицензию на биржевую деятельность имеет Республиканская товарная биржа (РТБ). Однако она еще не создала своих специализированных предприятий. Если дело действительно обстоит так, то возникает вопрос – зачем МЭР выступает с подобной инициативой? Тем более, что, согласно положению о Республиканском аукционном центре, он имеет право продавать только приватизируемое госимущество. Оказалось, что Министерство юстиции подготовило и направило в президентский аппарат документ, содержащий перечень юридических лиц, имеющих право на организацию подобных аукционов. Причем согласно президентскому указу.

Говоря об этом, в ведомстве подтвердили, что закон “Об исполнении судебных решений” вступил в силу 8 марта, однако там не указано, какие организации или учреждения должны организовывать аукционы. Но соответствующий президентский указ (был подписан 12 марта) определил, что список этих организаций Минюст должен подготовить в месячный срок. Так что в президентский аппарат документ поступил, несколько опередив график. А поскольку только после публикации уже следующего указа главы государства станет известно, кому конкретно будет поручено право проводить аукционы, то это объясняет, почему в МЭР спешат включить РАЦ в данный список именно сейчас.

После того, как появится президентский указ, сделать это будет практически невозможно. И в завершение в ведомстве описали схему того, как предприятия будут выставляться на аукционы. Предположим, одно предприятие задолжало другому некоторую сумму денег. В результате судебного разбирательства суд постановил, что на имущество должника следует наложить арест и, впоследствии продав имущество, вернуть кредитору деньги. В результате аукцион на бирже может быть организован только по заявке судебного исполнителя.

Более интригующую информацию мы получили в самом МЭР. Оказывается, документ, наделяющий Минэкономразвития правом организовывать такие аукционы в РАЦ уже существует. Кабинет министров Азербайджана распоряжением N170 от 26 октября 2001 года дал МЭР такие полномочия.

Теперь же они могут быть пересмотрены, поскольку осенью прошлого года еще не был принят закон “Об исполнении судебных решений”. Так что, даже если в списках, содержащих наименования предприятий бирж, которые могут проводить аукционы по имуществу, на который наложен арест, и появится РАЦ, то это будет противоречить закону. И в завершение напомним, что именно благодаря Республиканской товарной бирже, функционирующей в Азербайджане с 1990 года, было в свое время продано имущество небезызвестных финансовых пирамид типа АО “Вахид”.

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: