Изменятся ли тарифы в Азербайджане?

Р.НАСИРОВ

На днях в Минэкономразвития (МЭР) состоится заседание Тарифного совета (ТС). По данным, полученным в ведомстве, на повестку дня будут вынесены вопросы о рассмотрении тарифов некоторых субъектов естественных монополий. Правда, в пресс-службе МЭР отказались раскрыть какие-либо детали, ответив, что все зависит от того, какие именно вопросы представит на обсуждение секретариат совета.

В МЭР также сказали, что до конца текущего года ТС проанализирует деятельность всех действующих субъектов естественных монополий и пересмотрит тарифы. К сожалению, сегодня сложно сказать, будут ли они увеличены или уменьшены. Интересно, что в Кабинете министров это сообщение полностью опровергли. По информации высокопоставленного чиновника Кабмина, пожелавшегося остаться неназванным, ТС вообще является аморфной структурой, которая не может самостоятельно менять тарифы. По двум причинам. Во-первых, совет имеет право на деятельность рекомендательного характера и может лишь выступить с подобной инициативой, обратившись с предложением в Кабмин. Если же правительство сочтет нужным, то после подготовки документации уже само пошлет их в аппарат президента.

В результате конкретный тариф будет изменен только после появления соответствующего указа президента. Во-вторых, по мнению чиновника, ТС и не станет чего-либо изменять. Объяснение тоже дано было простое: в данный орган входят представители всех ведущих экономических ведомств страны, которые, сами в первую очередь и не заинтересованы в изменении тарифов, поскольку это негативно отразится на деятельности всех этих министерств. “Все они “повязаны” на тарифах. У одних министерств одни интересы, у других – другие. Но в любом случае не может быть, что вопрос изменения тарифов прошел в совете “гладко”, – сказал источник, – данный факт где-то объясняет, почему в совет не были включены представители Кабмина, хотя структура и была организована распоряжением правительства”.

По мнению высокопоставленного чиновника, в Азербайджане до 2004 года вообще не будут меняться тарифы естественных монополий. Что касается разницы в тарифах для предприятий государственного и коммерческого секторов, то “в странах с уровнем экономического развития наподобие Азербайджана перекрестное субсидирование – вполне естественная практика”.

Как бы там ни было, но, похоже, ближайшее заседание Тарифного совета все же вынуждено будет хотя бы рассмотреть данный вопрос. Глава Национальной конфедерации предпринимателей (работодателей) Азербайджана (НКПРА) Алекпер Мамедов сообщил “Эхо”, что скорее всего будет присутствовать на заседании и поднимет этот вопрос. Договоренность о том, чтобы заседания совета проходили с участием А.Мамедова, была достигнута недавно, благодаря официальному обращению НКПРА к главе ТС, министру экономического развития Фархаду Алиеву. А представители организации будут участвовать в работе регулярных комиссий совета. Известна и позиция Алекпера Мамедова по этому вопросу.

В ходе недавней отчетной годовой конференции НКПРА он заявил, что на протяжении последних лет в Азербайджане проводится неверная политика в области регулирования тарифов, в результате чего предпринимателям приходится платить за коммунальные услуги гораздо большие суммы, чем госпредприятиям: за электроэнергию – в 2 раза, за газ – в 2,5 раза. И в завершение отметим, что сомнения в эффективности работы Тарифного совета возникли сразу же с момента его создания.

Дело в дате распоряжения Кабмина о создании этого органа – 31 января текущего года. Это был последний день срока, в течение которого правительство Азербайджана должно было выполнить пакет требований Всемирного банка для получения кредита САК-2. Учитывая, что споры правительства с банком по поводу деталей проекта кредитования тянулись без конца, из-за чего транш даже запоздал на 4 месяца, складывалось ощущение, что совет был создан для галочки, – для того, чтобы удовлетворить требования банка. Но, как бы то ни было, совет все же был создан и от ВБ уже получены (и даже частично потрачены) первые 30 млн. долларов кредита. Но вот вопрос тарифов естественных монополий до сих пор остается открытым…

Из архивов газеты ЭХО, 2002 год


Метки: